Глава 1. Перевал Камдерек: вопросы и ответы.
1. НЕИЗВЕСТНЫЙ?
2. НЕНУЖНЫЙ?
3. ЗАБЫТЫЙ?
Глава 2. Перевал Камдерек: маршруты.
Глава 3. Перевал Камдерек: возвращение.
В цепочке горных перевалов южных склонов западной части Главной гряды Крымских гор перевал Камдерек находится между перевалом Кабоплу-Богаз (Стиля-Богаз) с востока и перевалом Лапата-Богаз с запада.
Айвасиль-Дерекойская яйла над ущельями рек Люка и Камыдерек — район Ялтинской яйлы
Глава 1. Перевал Камдерек: вопросы и ответы.
Вопрос №1: неизвестный?
Ответ: известный с незапамятных времён
Южнобережная тропа через перевал Камдерек в силу целого ряда причин, о которых будет сказано ниже, ныне действительно известна лишь узкому кругу крымских краеведов - пешеходников или активных бродяг — горных туристов.
Но ещё 200 лет назад этот путь был одной из 3х основных перевальных троп уходящих из поселений южного побережья Дерекой и Ай-Василь через богазы к пастбищным угодьям и летним кошам на яйле, и далее - на север во внутренние районы Крыма.
Именно такая дорожная ситуация была отображена и на глазомерной карте Южного Крыма к Сборнику Петра Кёппена (изд. 1837 г.), и на 1-но верст. топографической карте Крыма изд. 1855-57 гг. со съёмки 1835-38 гг. полковника Бетева. И позже повторена на 3-х верст. топографической карте Таврической губернии 1865 г.
Ил.1. Фрагменты карт Кёппена (1836 г.), Бетева (1855 г.), Шуберта (1865 г.)
Изучая эти карты можно заметить, что на картах Бетева и Шуберта перевальная тропа через Лапата-Богаз на северном склоне показана доходящей лишь до южной кромки яйлы, в то время как на карте П.И. Кёппена она была прорисована и на спуске по южному склону. Нам следует понимать, что академик П. И. Кёппен отображал все известные ему тропы и дороги (и пешеходные, и конные), а военные картографы Бетев и Шуберт показывали на своих картах лишь конные пути сообщения, важные для переброски армии.
«… От Ай-Васи́ля и Дереко́я отделяющиеся и снова пересекающиеся конные дороги ведут к Яйле́… чтобы добраться до горного плато по 2 дорогам. Эти два так называемых перевала называются Кабо́плу-Бога́з и Ла́пата-Бога́з… Первая из этих дорог, которая проходит вверх по западной стороне скалы Бала́-Кая́ или Баланы́н-Каясы́, выбирается, когда вы идете в Сти́лю; последняя наоборот, если придется ехать в Бюю́к-Ёзенба́ш. Поскольку дорога через Лапа́та-Бога́з является кратчайшей из Я́лты в Бакчисара́й, то предпринимаются некоторые заботы о ней, но она вряд ли будет пригодной для проезда, как бы это ни было желательно для пользы побережья…»
(Статья П.И. Кёппена «Пути и тропы гор Таврических» должна была стать продолжением его Крымского Сборника «О древностях южного берега Крыма и гор Таврических» изд. 1837г., что в силу разных обстоятельств не произошло в дальнейшем. Опубликована в 1841 году в «Записках Императорской Академии Наук Санкт-Петербурга» на немецком языке.
Здесь цитируется мною по тексту авторского перевода 2023 г., выполненного Вячеславом Радченко с его любезного разрешения. Планируется к публикации в очередном вып. сб. "Топонимия Крыма" под ред. Ю.А.Беляева).
Не подлежит сомнению, что сам П.И. Кёппен полагал, что показанная им вторая тропа через безымянный перевал является лишь ещё одним вариантом пути через уже обозначенный им горный проход Лапата-Богаз. Поскольку обе эти тропы разветвлялись из одной точки на общей западной дороге из долины Ай-Василь, а после их отдельных выходов на плато, опять соединялись вместе на яйле для общего спуска в д. Буюк-Узеньбаш.
Именно этот проход, расположенный по центру над разветвлёнными верховьями истоков реки Камыдерек, между 2-мя путями, обозначенными Кёппеным на его карте (западным - Лапата-Богаз и восточным - Кабоплу-Богаз), и будет назван одноимённым с рекой перевалом Камдерек.
Аналогичная дорожная ситуация позже описывается и в Путеводителе «Крым» КОЕЛП (под ред. Бумбера и др.), 1914 г.:
«…Из Ай-Василя пешеходная и верховая тропы ведут сосновым лесом через Лопата-Богаз или Ай-Василь-Богаз на Яйлу…»
Логично предположить, что именно в силу всё-таки предпринятых «некоторых забот» о благоустройстве конной тропы через обозначенный Кёппеным проход Лапата-Богаз именно этот путь в дальнейшем станет основной перевальной дорогой Лапата-Йол. Я пока что не располагаю документами, на основании которых мог бы точно указать, когда были произведены эти работы. Но по косвенным сведениям предполагаю, что это было сделано примерно в конце 60-х гг. ХIХ в.
Вероятно, что тогда же старая конная тропа Кабоплу-Богаз тоже была перенаправлена через урочище Комбопло и обустроена в виде двух троп – мажарной и конной, разными путями поднимавшихся через скальную ступеньку Кучук-Комбопло на хребте Баланын-Каясы.
Эта дорожная ситуация была отображена на новой 1-но верст. топографической карте ВТД (1890 -96 гг.), где, однако, пешеходная тропа через перевал Камдерек уже не показана. И не будет отображаться впредь на других топографических картах более поздних годов издания.
Но эта тропа в той реальности, разумеется, никуда не пропадала. Ею продолжали активно пользоваться местные жители, добираясь к своим летним кошам на яйле, множество которых отмечено красными точками на топонимической карто-схеме И.Л. Белянского:
Ил. 3. Фрагмент топонимической карто-схемы И.Л. Белянского. Масштаб 1: 25000.
Малоизвестной же для широких кругов туристической общественности эта тропа оказалась не только потому, что не была включена в длинный список экскурсионных маршрутов Крымского Горного Клуба (КГК). И подробно не описывается нигде в популярных в конце XIX – начале XX вв. туристических путеводителях по Крыму авторства от М. Сосногоровой или Н. Головкинского до Г. Москвича или А. Безчинского.
Но и потому, что после благоустройства основной конной тропы через Лапата-Богаз, этот путь, будучи более длинным и менее удобным, вспомогательным, не обслуживался должным образом. И, постепенно разрушаясь, пришёл в полную негодность для проезда верхом и даже относительную труднопроходимость для пешеходного варианта пути.
Намного позднее этот горный проход был кратко упомянут лишь в книге Н.В. Закалдаева «Перевалы Горного Крыма», 2005 г. изд.:
«- пер. Камдерек, высота 1380 м н.у.м., некатегорийный, тропа, соединяющая речные долины Камдерек и Кача через седловину между высотами 1406 м. и 1422 м. на Ялтинской яйле.»
Вопрос №2: ненужный?
Ответ: все перевалы нужно знать каждому идущему в горы!
Всего 500 метров дороги по яйле отделяет выход перевальной тропы через Лапата-Богаз от другой точки – мемориального знака погибшим студентам из группы туристов Донецкого института туристического бизнеса.
Неоднократно пересказанная и всё равно очень «тёмная» история одной трагедии случившейся здесь в октябре 2004 г. Пересказывать эту историю не буду. Но замечу, что, если бы их руководитель или кто-нибудь из участников того злосчастного похода знали о таком близком расположении возможного безопасного спуска с яйлы под южные обрывы, то у них мог быть шанс не погибнуть!
Но они этого не знали. Даже в самой новой на тот момент туристической карте по Горному Крыму 2004 г. изд., где были обозначены все маркированные маршруты разрешённых переходов, выход тропы через Лапата-Богаз на яйлу не был показан!!!
Почему? Да потому, что эта тропа спускается в ЯГЛПЗ. Через территорию заповедника простым смертным (туристам) дорога была заказана. Им не оставили шансов выжить. Ни одного.
Ил. 4. Фрагмент туристической карты Горного Крыма. 2004 г. Масштаб 1: 50000.
Ил. 5. Памятник погибшим студентам на яйле. Август. 2013.
Поэтому я лично твердо убеждён, что все точки подобных «калиток», где возможно безопасно спрыгнуть с яйлы под южные обрывы должны быть известны и чётко описаны, и отмечены на всех туристических картах с указанием их точных географических координат. Их должны знать все, кто оправляется даже на простую дневную прогулку по яйле. Потому что погода в горах может измениться непредсказуемо и очень быстро.
Информация о таких «калитках» — залог спасения многих человеческих жизней.
Вопрос №3: забытый?
Ответ: увы, утвердительный.
Причины, по которым путь через перевал Камдерек ныне оказался почти напрочь забытым большей частью современной туристической общественности, частично уже указаны мною выше — маршрут не был включён в перечень экскурсионных троп Крымского Горного Клуба, с практической деятельности которого начиналась история отечественного горного туризма в Крыму, и не был описан в путеводителях той эпохи. Не был он описан и позже в современных путеводителях и не показан на картах для туристов, потому что здесь была охранная территория Государственного заповедника. Но эти причины сейчас, уже и, увы, не главные.
На мой взгляд, основная причина отсутствия даже исключительно спортивного интереса к прохождению этого маршрута в настоящее время должна заключаться в том, что после огромных лесных пожаров конца XX - начала XXI вв., когда несколько раз был уничтожен весь лес в верховьях бассейна р. Камыдерек, в этой местности произошли масштабные оползневые разрушения горного склона.
Пожары 90-х гг. прошлого века в ур. Су-Ат, где сливаются в одно русло истоки реки Камыдерек, серьёзно повредили обе ветви тропы Лапата-Йол, разрушив крепиды и отмостки полотна.
Но ещё не затронули огнём реликтовые леса в верховьях истоков.
Последний раз мне удалось увидеть их живое зелёное великолепие 19.05. 2012 г. с тропы через Кабоплу-Богаз.
Ил.7. Великолепные сосново-можжевеловые леса верховий р. Камыдерек в мае 2012 г.
Беда сюда пришла позже, вероятно уже летом 2012 г., но я об этом узнал лишь post factum, сравнивая и анализируя спутниковые снимки этого района за разные годы.
июль 2004 года | сентябрь 2012 года | октябрь 2014 года |
Ил. 8. Спутниковые снимки верховий р. Камыдерек за период с 2004 по 2014 гг.
Впервые я не узнал давно знакомую мне дорогу из ур. Су-Ат через поляну Биюк-Лапата и далее на перевал Лапата-Богаз, прогуливая здесь группу своих друзей в яркий, солнечный 23-й день октября 2008 г.
Ил. 9. Стоп-кадр из видео. Октябрь 2008 г.
И если само урочище Су-Ат ещё зеленело остатком леса, то склоны под поляной Биюк-Лапата, по которым пролегал наш путь, уже тогда были значительно повреждены пожарами. А тропа завалена погибшими деревьями. Остающиеся зияли выгоревшими дуплами в обгорелых стволах и были явными кандидатами на медленную гибель. Мне буквально больно было видеть, во что превратилась эта замечательная старинная дорога через вековой буковый лес.
Также отсюда с дороги был заметен и язык большого оползня, навалившегося на верховья
ур. Су-Ат (см. Ил. 9).
Но тогда я ещё не понимал перспектив и не представлял себе масштабы уже зарождавшейся здесь природной катастрофы, в результате которой была весьма существенно повреждена нижняя часть тропы Лапата-Йол на участке от ур. Су-Ат до поляны Биюк-Лапата, и полностью уничтожена ветка тропы через перевал Камдерек.
Вторая из названных веток в горном склоне сейчас не читается и даже я сам, целенаправленно увлекавшийся реконструкциями старых крымских троп и дорог, теперь не могу со 100 % уверенностью реконструировать её маршрут.
Но всё же попытаюсь это сделать сейчас на основании своих собственных данных из моих многолетних разведок этого района, а также воспоминаний об одной прогулке апреля 2018 года через перевал Камдерек.
Инициатором той прогулки, моей верной спутницей и надёжным проводником выступала уважаемая Ирина Петровна Балабан (Бала), один из авторов интереснейшего ютубовского канала «КРЫМинальное чтиво», предлагающего исключительно туристическо-краеведческий крымский контент.
Сразу и честно признаюсь, что воспоминания о той прогулке по старым горельникам на скалах через мёртвый лес, который я хорошо помнил со времён моей юности шумящим плотной листвой сероствольных красавцев буков, наполненным солнечным светом, ароматами можжевела и сосен, щебетом птиц и журчанием родников, у меня остались весьма мрачные.
И описывать их здесь мне будет и тяжело, и неприятно, и просто больно.
Глава 2. Перевал Камдерек: маршруты.
Многочисленные разведки троп в этом районе я выполнял в 2009-2010 гг. и позднее, занимаясь самостоятельным изучением гидрологической ситуации в верховьях р. Камыдерек и поиском мне неизвестных родников для пополнения базы данных проекта «Родники Крыма».
Их результаты были частично описаны в моей публикации «Поиски родников в верховьях ручья Камыдерек (над Ялтой)».
Поэтому я точно знаю, что основная развилка всех перевальных троп этого района с конца XIX в. расположенная на общей дороге из Ай-Василь в урочище Су-Ат (см. Ил.1.), сейчас ложится в т. RAZV 1 (см. прилагаемый маршрут форматах kml, plt, gpx).
Ил. 10. Основная развилка всех перевальных троп в урочище Су-Ат - т. RAZV 1. Январь 2010.
Левая тропа, уходящая отсюда – это Лапата-Йол через перевал Лапата-Богаз; дорога прямо – современный вариант Стильской тропы через перевал Кабоплу-Богаз (Стиля-Богаз).
Вот именно отсюда мы и начинаем нашу прогулку, чтобы уже через буквально через 10 минут пути перейти вброд через мелкое русло самого обильного теперь восточного истока р. Камыдерек (если вам вообще повезёт застать его обводнённым).
Почти тут же, перешагнув и даже не заметив, ныне обычно безводный центральный исток, и ещё немного поднявшись вверх по тропинке, будем внимательны, чтобы не пропустить среди окружающих нас завалов мёртвого леса и частоколов сухостоя следующую развилку в т. RAZV 2 (см. прилагаемый маршрут форматах kml, plt, gpx).
Ил.11. Малозаметная развилка в т. RAZV 2 на полку старой тропы. Январь 2010.
Здесь на правом борту центрального истока р. Камыдерек когда-то и начиналась пешеходная тропа на перевал Камдерек. Направление движение я указал красной стрелкой на Ил.11.
В апреле 2018 г. эта полка уже была так завалена сгоревшими деревьями, что практически не заметна.
Если же у вас всё же получится пробраться по этой полке старой тропы выше вдоль оврага, то буквально через сотню метров пути вы окажетесь в закрытой котловине сухого русла ручья, на левый борт которой здесь уже давно навалился массив огромного оползня, похоронивший под собой продолжение старой тропы (см. Ил. 9.).
А чуть выше поперёк тальвега вас ожидает скальная ступенька высотой около 4 -5 м.
Здесь, на первый взгляд, тупик – продолжения дороги нет. И выбраться отсюда, если неохота возвращаться обратно, можно лишь скалолазательным методом через простой «каминчик» – трещину в скальном уступе, заваленную лесным мусором.
Дальше и выше вас здесь будут ожидать многочисленные старые горельники на каменистых осыпях, завалы мёртвого сухостоя, колючие чагарники, сквозь которые пробиваются лишь козьи тропки через крутопадающие ливнёвки промытых оврагов. Этот путь – просто голубая мечта для любого экстремала-садомазохиста!
В апреле 2010 года я один раз прошёл этим путём, поднимаясь с юго-восточного направления из ур. Су-Ат через родник Прохладный на поляне Биюк-Лапата. Об этом роднике дополнительно см. публикацию В. Радченко «РОДНИК БИЮК-ЛАПАТА, ПРОХЛАДНЫЙ». Разорвал в клочья свою камуфлу и сильно ободрался сам. Больше не хочу ни разу. На этом «экстремальном» маршруте было лишь одно место, которое привлекло тогда моё внимание. Это – явный отворот звериной тропы на подъём (см. синий трек, Ил. 14., т. Развилка вверх), который тогда в мои планы не входил.
Для желающих повторить, мой экстрим 2010 показан синим цветом, а прогулочный вариант 2018 — красным.
С учетом полученного ранее ценного практического опыта весной 2018 года я предложил Ирине Петровне начать нашу прогулку по известной мне с 1984 года тропе Лапата-Йол (см. красный трек, Ил. 14.). А к перевалу Камдерек стартовать уже через родник Прохладный с поляны Биюк-Лапата.
Тем более, что я хотел ещё раз увидеть родник Лапата-Фонтан ( он же Текнелер), поисками которого я был так озабочен в 2010 году (см. мою публикацию «Поиски родников в верховьях ручья Камыдерек (над Ялтой)».
К моему крайнему огорчению ситуация с масштабной гибелью леса на маршруте тропы Лапата-Йол лишь значительно усугубилась за прошедшие 8 лет. За эти годы в районе урочища Су-Ат произошли ещё несколько мощных пожаров.
В результате, выгорел весь новый подрос молодых сосен, который уже поднимался здесь в последние годы на месте погибшего ранее в огромных пожарах 90-х гг. ХХ в. буково-соснового леса.
Моя тщетная надежда на восстановление естественного лесного покрова была похоронена окончательно. Вокруг нас были лишь голые крутые склоны, утыканные редкими мертвыми стволами. Большая часть погибшего леса лежала в спутанных буреломных завалах, окончательно похоронивших под собой полку старой тропы Лапата-Йол.
Мой прогулочный вариант маршрута, таким образом, оказался тоже non comme il faut!
Здесь и сейчас происходит — природная катастрофа!
Тропы Лапата-Йол, хорошо описанной во многих старых путеводителях по Крыму, как удобного, конного и пешеходного пути, который «…проходит 2 ущелья с горными речками и один родник из-под старого бука в буковую колоду. Выходит на поляны на нижней Лапаты… Время подъёма до яйлы от источника Сиготур - 3 часа. Средней тяжести...», на этом участке склона больше не существует.
1984 год | 2010 год | 2010 год | 2018 год |
Место прежнего выхода родника Лапата-Фонтан в апреле 2018 г. я нашёл лишь по записанной у меня в навигаторе точке. Старый бук, из-под корней которого на протяжении сотен лет выбивался мощный родник, часть воды которого отводилась трубой в огромную буковую колоду (см. фото 1984 г.), в 2010 году был уже весьма дряхлым, но ещё живым, а в 2018 г. — исчез.
На его месте оставалась сухая яма под оплывшим холмиком из речного туфа. Теперь воды здесь нет. Весь её сток, не задерживаясь в почве лишённой корневой системы леса, проваливается под аллювийные сыпухи и выбрасывается разрушительными водными потоками где-то намного ниже по склону, сметая там на своём пути ваши сады, огороды, изгороди, размывая дороги и тропы…
Пришла неизбежная расплата за людское небрежение природными дарами!
1984 год | 2018 год |
Пройдя, более наугад, выше по склону, который когда-то траверсировала удобная тропа Лапата-Йол с крепидами и каменными мостиками через ручьи в ущельях (понимаю, что для многих из вас это прозвучит, как мои фантазии, но поверьте, что ещё 30 лет назад так здесь было !!!) и уже окончательно замахавшись перелазить через сплошные завалы упавшего мёртвого леса, мы, наконец, достигли поляны Биюк-Лапата над которой ещё частично сохранился узкий щит живого леса. Но надолго ли здесь эта роскошь задержится теперь?
Ил.17. Зелёный щит живого леса над поляной Биюк-Лапата под перевалом Лапата-Богаз. Август. 2013 г.
Передохнув и набрав во фляжки прохладной водички из очень слабенького родничка на восточном краю поляны Биюк-Лапата (родник Прохладный), где ещё каким-то чудом сохранялся тогда оазис зелёного леса, ровно в 13.00. мы начали своё движение по склону средней крутизны примерным азимутом 45 градусов без малейшего намёка на тропу.
Идти было неприятно, под ногами — крупнощебенистые осыпи, вокруг нас — ужасная панорама сплошного старого горельника, где гарью уже не пахнет. Но и ничего не зеленеет, и не радует глаз.
Через 15 минут движения мы подошли к верховьям неглубокой балки, вдоль тальвега которой начали не спеша подниматься под основания скальных обрывов, смотрящихся отсюда монолитной каменной стеной без единого намёка на перевальную «калитку».
Виды вокруг были один страшнее другого. Обгорелые, изуродованные мёртвые или едва ещё живые, обожженные и обречённые на мучительную смерть старые сосны и можжевельники, которых я когда-то знал живыми и здоровыми. Фотографировать это жуткое кладбище умирающих старых друзей у меня желания не было никакого. Но всё же привычка фиксировать увиденное победила отвращение и ужас.
Ил. 18. Подъём под скальные обрывы Ялтинской яйлы. Вид в западном направлении. Апрель 2018 г.
Подъём сложности не представляет. Тупо прёшься вверх напрямик или зигзагами (насколько тебе своей дури хватит) к подножью массивного скального мыса, слегка выдвинутого здесь перед основной стеной обрыва. Этот безымянный мыс снизу как бы сторожит вход в расщелину в обрыве Ялтинской яйлы, через которую здесь можно выйти на плато. Поэтому я его условно и назвал Караул-Бурун.
Ил. 19. Подъём к подножью мыса Караул-Бурун. Апрель 2018 г.
В подножье мыса имеются живописные скальные навесы, из-под которых открываются широкие панорамы на ЮБК.
Ил.20. Вид на побережье из подножья мыса Караул-Бурун. Апрель 2018 г.
Калитку перевала Камдерек можно узреть лишь, поднявшись на «холку мыса Караул-Бурун. И то не сразу, ещё нужно понять, куда смотреть.
По широкой «холке» мыса нужно ещё немного подняться в северо-восточном направлении, вплотную приблизившись к обрыву плато, уходящего отсюда в направлении Лапата-Богаз монолитной стеной.
Ил. 22. Монолит стены плато. Вид в западном направлении. Апрель 2018 г.
И только здесь перед нами откроется на северо-восток узкая и ступенчатая скальная расщелина – перевальная калитка Камдерек, одолеть которую на подъём доступно лёгким скалолазанием.
Ил.23. Скальная расщелина – перевал Камдерек. Апрель 2018 г.
На спуске при необходимости можно подстраховаться петлёй репы. Точек страховки сверху предостаточно. Нужно лишь иметь мозги внутри своей репы, чтобы потом их не собирать ниже по склону.
Ил.24. Выход через перевал Камдерек на плато. Апрель 2018 г.
И, как вишенка на торте, вид на плоскую вершину 1406 м. – гора Лапата.
Ил. 25. Вид на вершину г. Лапата, 1406 м. Апрель 2018 г.
Теперь, поднявшись здесь на яйлу, я имею основания с огромным сожалением утверждать, что сгоревшая тропа через перевал Камдерек когда-то могла быть одной из живописнейших видовых троп над Ялтой. Но, увы, никаких надежд на её возрождение никому из нас питать уже не следует. Она погибла в пламени недавних лесных пожаров безвозвратно.
В этом походе получилось, что родник Прохладный и кромку яйлы на перевале Камдерек связывают долгих 90 минут подъема. В реальности же этот маршрут на подъём легко одолевается не более чем за 1 час.
Глава 3. Перевал Камдерек: возвращение.
На этом нашу прогулку через перевал Камдерек потерянный во времени и пространстве (теперь, я надеюсь, всем стало понятно почему) можно было бы считать завершенной. Если бы не моё желание на обратном пути осмотреть упомянутую Н.В. Закалдаевым безымянную высоту 1422 м.:
«- пер. Камдерек, высота 1380 м н.у.м., некатегорийный, тропа, соединяющая речные долины Камдерек и Кача через седловину между высотами 1406 м. и 1422 м. на Ялтинской яйле.» («Перевалы Горного Крыма», 2005 г.)
Меня высота 1422 м. интересовала лишь потому, что в «Занимательном пособие для экскурсоводов и пешеходов» ялтинских авторов В. Мухина и А. Кузнецова «Крымские горы: возвращение к истокам» (К. Стилос. 2007) это местность называлась Ялган-Таш (иск. от «алкъа»), т.е. «каменное кольцо».
Ил. 26. Фрагмент карты из приложения к книге «Крымские горы: возращение к истокам»
Здесь в кромке яйлинского обрыва имеется узкий кулуар, через который круто падает боковая скальная полка, издали обманчиво напоминающая искусственно вырубленную тропу. Могу предположить, что когда-то этот кулуар начинался из провальной воронки, эффектно открывавшейся огромной кольцеобразной дырой в южный обрыв.
Честно признаюсь, что я и сам когда-то считал этот кулуар ещё одним возможным перевальным проходом. Может быть, чтобы никто не сомневался, насколько губительной станет его попытка предпринять здесь спуск, и был так удачно поставлен на яйле над этим кулуаром большой крест, который я в шутку теперь окрестил «последним».
Крест | Кулуар. Вид на восток | Кулуар. Вид на запад |
Ил. 28. Последний крест над провалом Ялган-Таш. Апрель. 2018 г.
От провала Ялган-Таш самая разумная обратная дорога на юг уходит по Стильской тропе через перевал Кабоплу-Богаз в Ай-Василь. Но это уже будет другая моя история.
Михаил Леонтьев (Татарин).
Одесса-Ялта. 16.10. 2023 г.
Ред. 12.01.2024 г.