Ил. 1. Крест ХХ в.
Забытый Алупка-Исар – крупнейшее укрепление ЮБК.
(Опыт моих ответов на ваши незаданные вопросы).
Не менее двух десятков лет простоял на краю южного обрыва горы Иссар или Крестовая (442,9 м) над Алупкой самодельный железный крест, грубо сварганенный неизвестно кем из нескольких кусков водопроводной трубы и обрубков арматурного прута. Этот крест был установлен на площадке бывшего триангуляционного знака.
Возле окраины Верхней Массандры у подножия обрыва левого берега донного оврага реки Массандровский водопад находится уникальный археологический объект — колумбарий рубежа античности и средневековья (44°31'15.60"С 34°11'17.38"В). Колумбарий представляет собой прорубленную в мягком туфе-травертине отложениях источника Массандровский источник или Массандровский водопад катакомбу около 10 метров длиной состоящую из нескольких разветвляющихся ходов до полуметра шириной, не более 1,4 метра высотой и небольшой камеры рядом с входом.
Малай-Богаз (Малайя-Богаз, Малая-Богаз, Алупкинский перевал или Алупка-Богаз) — перевал расположенный над Алупкой в нижней части глубокого понижения яйлы Ай-Петри между вершиной гора Купол (там находится воинская часть над южными обрывами) и вершинами Зубцы Ай-Петри и Ай-Петри Западная, находящаяся непосредственно у перевальной седловины.
Описание Малай-Богаза при прохождении его на спуск.
Верхнее начало тропы: 44°26'54.20"С; 34° 2'38.29"В
Ай-Петри Восточный — перевал, расположенный прямо под линией канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри», выводящий по кулуару Ай-Петринской стены от верхней части просеки канатной дороги к небольшому понижению южного края плато, где начинается одна из троп подъема на Зубцы Ай-Петри. Прямо над верхний краем тропы нависает верхняя станция канатной дороги. Непосредственно к нижней части перевального кулуара никакой тропы нет, а потому есть смысл говорить об Ай-Петри Восточном только как о маршруте преодоления кулуара.
Ай-Петри Восточный описан для прохождения снизу-вверх.
Вариант горного прохода «Барбала Южный «по правому кулуару» своим верхом (44° 28.508'С 34° 4.432'В) совпадает с верхним краем гребневой тропы «по проволоке» связывающей Пендикюль (Серебряная беседка) и Ай-Петри в верхней точке тропы Гаспра-Богаз и выводит на правый кулуар верховий реки Барбала Правая (правый исток реки Барбола). Название взято от перевала Барбала Южный, расположенного рядом с севера и выводящего так же в верховья реки Барбала Правая только в левый ливневый кулуар.
Правым притоком знаменитой ялтинской реки Учан-Су является река Барбола, в свою очередь состоящая из основного водотока Барбала Правая и ее левого притока Барбала Левая. На 600 метров выше моста по которому автодорога «Бахчисарай – Ялта» пересекает реку Барбала Правая, в неглубоком донном овраге расположен родник, который я посчитал
Автор текста и фото Михаил Леонтьев (Татарин)
Тропа в небеса доктора Николая Арендта.
Сначала немного биографической информации для справки.
Нико́лай Андре́евич А́рендт (1 октября 1833 — 14 декабря 1893) — российский врач, общественный деятель, первопроходец отечественного воздухоплавания, теоретик, основоположник парящего и планируемого полета, изобретатель безмоторного летательного аппарата. Сын _А. Ф. Арендта, племянник Н. Ф. Арендта.
Н. А. Арендт родился в 1833 г. в г.Симферополе, где его семья жила в собственном доме на ул.Долгоруковской (ул. К.Либкнехта, 14). Учился в Симферопольской мужской казенной гимназии, которую окончил с отличием. Затем окончил Петербургскую медико-хирургическую академию, защитил докторскую диссертацию. Тридцать лет проработал земским врачом. Был в родстве с семьей И. П. Айвазовского. Его дочь, Ариадна Николаевна, была женой Михаила Пелапидовича Латри (сына старшей дочери И. К. Айвазовского - Елены Ивановны).
Верховья расположенного над Ялтой ущелья Темиар разбито на 2 основных ливневых оврага, разделенных хребтом, по которому проложена старая дорога к перевалу Алония (Тамиара), смотри перевал Алония. Юго-западнее указанного водораздела между южным (правым) ливневым оврагом и его правым притоком на плато Ялтинской яйлы к перевалу Иограф протянулся еще один хребет, названия не имеющий, но по причине попадания в сферу нашего пристального внимания получивший условное рабочее наименование «Алония (Тамиара) южный». Перевал Алония (Тамиара) южный является наиболее простым и удобным путем, соединяющим верховья ущелья Темиар с верховьями хребта Иограф (район перевальной седловины Иограф-богаз) возле отмеченной геодезическим сигналом скалистой вершинки Сююрю-бурун.
Между правым (западным) и левым (восточным) ливневыми оврагами истоков Яузлара. на кромку Ялтинской яйлы взбирается крутой и короткий водораздельный отрог Горпано-Сталони (восточный) (название Горпано-Сталони согласно схеме И. Белянского) выводя к перевальной седловине «перевал Яузлар», в район лощины Эндек и расположенной восточнее вершины Кызыл-Кая (три последних топонима согласно схеме И. Белянского). Прибавка «восточный» сделана что бы этот хребет наверняка отличать от соседнего с запада (Горпано-Сталони западный), разделяющего долины Яузлара и Малого Яузлара, более массивного и четкого выраженного, к тому же с остатками старой тропы. При этом название «Горпано-Сталони» у Белянского стоит именно на восточном хребте, а западный его сосед оставлен безымянным, что, очевидно является ошибкой: название «Горпано-Сталони» на карте 1865 года относится явно к более высокому и выразительному западному хребту.
Автор Михаил Леонтьев (Татарин)
Дорога гидростроителей — или тропа Св. Валентина.
(Осознание символов Пути).
«…Гидротехническая тропа… в настоящее время является кратчайшим путем на плато.»
(Из путеводителя по КРЫМУ под редакцией К.Ю. Бумбера и др. Симферополь 1914г. стр.501).
Автор описания маршрута Г.И. Грабовский. Ялта - водопад Учан-Су - городской каптаж - Тарахташ - Яйла - Штангеевская тропа - Струйчатый водопад - утес Ставри-Кая -водопад Верхний Яузларь - Ялта.
«…Выйдя из Ялты согласно 1-му маршруту и поднявшись от водопада Учан-Су по дорожке, ведущей на Крестовую скалу, до первого перевала через отрог (знак ГК), нужно подниматься по дорожке налево вверх по хребту до городского каптажа. Возле него - вместительный барак из досок, в котором жили рабочие при производстве работ по каптированию источника. Кругом много развесистых и тенистых лип. От каптажа поднимается довольно круто вверх на Яйлу Гидротехническая тропа, которая в настоящее время является кратчайшим путем на плато. (Веха). В полутораста саженях от начала ее отходит влево Таракташская тропа на Ялтинское плато - длиною в 873 саж…»
Вероятно, многие из вас, интересующихся крымским краеведением и туризмом, эти строки читали, карту-схему маршрутов в Путеводителе Бумбера изучали и сами на упомянутом городском каптаже бывали.