Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Алмалых-Йол. Приятный Алмалых-Йол или забытая дорога в исчезнувшем саду

  • Posted on:  Понедельник, 05 сентября 2022 12:38
  • Автор  Михаил Леонтьев (Татарин)

Алмалых-Йол. Приятный Алмалых-Йол или забытая дорога в исчезнувшем саду 

… Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень —
Простор столетий был для жизни тесен …

(Максимилиан Волошин. Дом Поэта. 1926 г.)

 

 

Автор текста Михаил Леонтьев (Татарин)


Известным крымским археологом, первооткрывателем-исследователем святилища на Гурзуфском Седле В.И. Новиченковым в 1981 г. «… был открыт древний путь, который проходил по плоскогорьям Главной гряды и прослежен на значительном протяжении от Байдарской долины до Алуштинской… Этот путь… связывал в единую систему нагорных коммуникаций ВСЕ ДОРОГИ и ТРОПЫ, ведущие с Южного берега в глубь полуострова…
… Представление об отсутствии нормальных дорог и трудностях передвижения в древности по Горному Крыму сложилось и окрепло с конца 18 в., после публикации трудов первых путешественников и исследователей Крыма…
Впоследствии А.Л. Бертье-Делагард писал, что по всей Таврике «не имелось ни одной проезжей дороги, а только труднопроходимые тропы не только через горы, но и по всему побережью».
Эти понятия… следует более корректно применять в отношении древних эпох, имевших другие критерии надёжности коммуникаций… »
(Новиченкова Н.Г. Горный Крым: II в. до н.э. – II в. н.э. Монография. С. 2015).
В Крыму, где цивилизационная цепь государственности разных народов почти неразрывно протянулась от времён доантичности к современности, дороги были всегда. Потому что без дорог быстро теряется управляемость любого государства.

Внимательно изучая и сравнивая старые топографические карты РИ времени до окончания сооружения Бахчисарайского шоссе в 1890 г., легко убедиться, что дорога, связывающая ЮБК с центральным Крымом вовсе не отсутствовала напрочь, как об этом пишется во многих путеводителях 19-20 вв.

 

Алмалых-Узень — ущелье на северном склоне Ай-Петри возле Большого Каньона. Стоянка Пограничная поляна

 

Дорога Алмалых-Йол. Файл в формате kml

Алмалых-Узень. Мощный сезонный карстовый источник над левым бортом донного оврага.

 

Алмалых-Йол. Коллаж

Ил. 1. Коллаж.

 


Тут представлен коллаж из 4х фрагментов топографических карт для одного и того же района Крыма, охватывающий временной период с 1817 по 1941 год. На этих фрагментах я выделил красным цветом показанные там дороги лишь для облегчения их сравнения. Хорошо заметно, что дорога из Коккоз по руслу Алмалыха на яйлу была основной транспортной магистралью этого района вплоть до ввода в строй нового Ялта-Бахчисарайского шоссе, строительство которого велось долгих 18 лет и было завершено лишь в 1890 году. Гидрография этого района подробно изложена в статье В. Нужденко Алмалых-Узень — ущелье на северном склоне Ай-Петри возле Большого Каньона.
Позднее старая дорога вдоль русла Алмалыха также продолжала использоваться, как альтернативный путь. Более того, для тех путников, которые следовали из р-на Бахчисарая в направлении на Алупку или Симеиз, этот путь мог быть удобнее, логичнее, и короче. Тем более, если они были пешими или, что вероятнее, верховыми.
Ведь в 19 в. большинство путешествий по горной местности продолжительностью более суток выполнялись верхом и с обязательным наличием второй грузовой лошади. Бивуачное и костровое снаряжение, личные вещи, продукты – все эти необходимые для безопасной походной жизнедеятельности путешественника предметы были значительно тяжелее современных.
Длина пути по Бахчисарайскому шоссе от перевала Ай-Петри-Богаз нижн. до моста Лопата-Копыр через Сары-Узень составляет около 20 км. Путник, следующий от этого же моста в Алупку вдоль Алмалыха через Коккоз-Богаз и далее, даже не по самой короткой «жидовской» дороге, одолеет те же 20 км. Вот и вся не сложная арифметика в пользу использования старой дороги.
Экипажная дорога от Бахчисарая до Коккоз была сооружена, вероятно, ещё в 16 в., когда лесные массивы г. Бойка были отведены под охотничьи угодья крымских ханов. Позже, в середине 19 в., когда банкир и еврейский общественный деятель барон Иосиф-Евзель Гинцбург (1812 - 1878) уже занимался лесозаготовками на принадлежащих ему землях вокруг Коккоз, для вывоза этого леса на ЮБК, по его указанию был реконструктуирован участок старой вьючной тропы от Коккоз через устья Сары-Узень и далее вдоль русла Алмалых-Узень до выхода на яйлу через перевал Коккоз-Богаз.
Основная ветка лесовозной дороги тогда уходила с яйлы через перевал Ат-Баш-Богаз. Именно благодаря лесопромышленнику Евзелю Гинцбургу эту дорогу в Алупку до сих пор называют "жидовской" или «Еврейкой».
Дорога модернизировалась исключительно с целью возможности удешевления доставки на ЮБК строевого и пильного леса. Брёвна-длиномеры транспортировали тогда на татарских длинных мажарах - этаких праоброзах современных фур. Поэтому на том пути практически отсутствуют крутые серпантины. Мажары не вписались бы в их повороты!
Не исключено также, что 5-ти летняя задержка с продолжением строительства нового шоссе через яйлу до Бахчисарая (из Ялты дорогу на яйлу закончили к 1880, а продолжили эту "стройку века" лишь в 1885 г.) была связана, в том числе и с тем, что монополист-торговец лесом в Ялте - младший сын барона Гинцбурга Соломон был уважаемым мещанином города и постоянным членом Ялтинской городской думы.
Потому что именно ялтинская дума в своё время "заморозила" окончание этого строительства, заявив, что город не так уж и нуждается в новой дороге через яйлу в Бахчсисарай.
Я так полагаю, когда Соломон Евзеливич убедился, что по серпантинам новой сооружаемой дороги от водопада Учан-Су на Яйлу через Ай-Петри-Богаз нижний, мажары его отца с брёвнами в Ялту спуститься не смогут, то он потерял всякий интерес к этому строительству. Человеческий фактор ведь никто не отменял!

В этой статье я хочу рассказать вам лишь об одном участке этой лесовозной дороги Гинцбурга от Коккоз через яйлу на ЮБК, который проходит вдоль русла горной речки Алмалых-Узень. Поэтому я и позволил себе его называть для точности и кратости описания Алмалых-Йол. Не ищите такого названия среди топонимов Крыма.
Файл маршрутных точек, указанных по тексту прилагается к публикации. А трек вам не нужен – пусть дорогу осилит идущий.

 

Алмалых-Йол. Карто-схема

 Ил.2 Карто-схема Алмалых-Йол.

 

Алмалых в переводе с крымскотатарского буквально означает – «место, где растут яблоки», т.е. – яблоневый сад. Только не спрашивайте меня, где здесь был этот сад. Скорее всего, это поэтическая метафора, образ Эдема на Земле.

Мы начнём наш путь от места впадения более протяженной Алмалых-Узень в более полноводную Сары-Су на мосту Врис-Копыр - т. VRIS-KOPYR.

  

Ил.3. Мост Врис-Копыр. Современное состояние.

  

 

Точнее сказать, от того места, где такой мост располагался в начале ХХ в. Потому что ту современную конструкцию из труб большого диаметра, уложенных в тальвег р. Сары-Су, для пропуска через них воды, ничем другим, как дренажём называть, пожалуй, не следует.

Устье р. Алмалых-Узень расположено в узком овраге с достаточно крутыми бортами. Удобный и безопасный спуск к броду-переправе через речку, которая здесь порой бывает и многоводной, и глубокой, и быстрой, расположен выше по течению примерно через 700 м. пути по дороге за мостом Врис-Копыр.
Эта дорога сейчас называется Юсуповская дорога или Сумароковская в память о графе Ф.Ф. Сумарокове-Эльстоне, он же князь Юсупов – последний хозяин крупного поместья в Коккоз с 1908 по 1918 г.г.
Однако, у меня есть многие основания полагать, что въючная тропа, разработанная под эту шоссейную дорогу от моста Врис-Копыр на яйлу к Юсуповскому Чайному домику, была здесь ещё со времён эпохи Княжества Феодоро.
Эта тропа, как военно-стратегическая дорога, точно показана на верстовой карте ВТД 1896 г. На этом участке дороги выше моста Врис-Копыр левый борт Алмалых, постоянно подмываемый течением реки, достаточно обрывист и крут.
По ещё хорошо заметной в рельефе, но давно заросшей полке старой тропы в т. SPUSK – уходим вниз на пологий здесь левый берег реки к удобному броду №1 - т. BROD 1. Первым он обозначен мною лишь потому, что впереди нас ожидают и другие переправы.
Впрочем, спуститься в русло Алмалых-Узень можно иначе: примерно через 150 м. Юсуповская дорога приведет к крутому повороту на 180 гр. на подъём к Форельной запруде. На этом повороте нужно свернуть на тропу, спускающуюся здесь на левый берег Алмалых-Узень. Этот вариант пути следует предпочесть при высокой воде, когда брод через речку может быть не желательным.
Воспользовавшись бродом №1 и перейдя здесь на правый берег реки, мы обязательно обнаружим там хорошо до сих пор заметный, протоптанный тысячами ног и копыт желоб старой дороги в т. DOROGA.

 

Алмалых-Йол. Старая дорога на правом берегу.

Ил.4. Старая дорога на правом берегу.

 

Потому что лесовозная дорога проходила здесь именно таким путём, пересекая несколько раз тальвег реки, выполняя плавные широкие повороты, аккуратно вписываясь в рельеф берегов пойменной части реки.
И эта дорога чётко приводит нас к следующему удобному переходу по камням через русло в т. BROD 2 опять на левый борт реки в район расположения бывшей плановой туристической стоянки «Пограничная поляна» - т. POGR POL.

 

Алмалых-Узень. Второй брод-переход по камням.

Ил. 5. Второй брод-переход по камням.

 


Эта длинная ровная поляна находится на достаточно высоком ступенчатом берегу, который при неожиданных сильных осадках где-то высоко в горах, не будет затапливаться рекой при неожиданном подъёме её уровня. Поэтому расположение здесь туристической стоянки было безопасным. Но её местонахождение несколько в стороне от основных туристических маршрутов этого района делало её неудобной и очень редко посещаемой.
В южной части Пограничной поляны, где склон левого борта становится более крутым, Алмалых-Йол опять переходит на правый берег в т. BROD 3.
Далее Алмалых-Йол будет проходить именно по правому берегу реки почти до самых её верховий под скальными обрывами Алмалык-Каялары (1053,9м.) возвышающимися на противоположной стороне.
В пойменной части русла низменный правый берег реки, имеет большую ширину и, вероятно, частно затапливается в половодье, с образованием множественных стариц и вторичных русел. Сейчас в этом районе русло реки имеет два глубоких рукава, типа промытых водой оврагов, правый из которых в мае 2019 г., когда я последний раз его посещал, был сухой.
Полка старой дороги здесь давно размыта и вообще не фиксируется в рельефе. Выбирая свой путь более удобным образом, встречаем на берегу странные продолговатые кучи камней, напоминающие порой курганные насыпи - абсолютно невозможные рукотворные сооружения здесь.
Осторожно всё же могу предположить их первоначальную рукотворность. Когда Алмалых-Йол ещё обслуживался дорожными бригадами Гинцбурга, его рабочие убирали с полотна дороги множество камней, сносимых сюда во время паводков и ливневых осадков, складывая их в такие курганные кучи вдоль обочин. Аналогичные «курганы» мне приходилось встречать вдоль обслуживаемых до сих пор старых дорог в горах Черногории. Позже в половодье река приносила сюда в изобилии и другие камни, которые оседали на первичных рукотворных кучах камней, постепенно увеличивая их до размеров курганных насыпей.
Нарастающий шум потока воды, доносящийся с левого борта, сообщает нам о впадении в основное русло реки мощного и быстрого бокового притока в т. RUCHEJ. Этот безымянный ручей, верховья которого лежат между скальными обрывами вершины Козюткан-топчан (Ай-Петринская яйла) – левый приток Алмалых-Узень. Предположительно, что его истоком может быть РОДНИК КОЗЮТКАН НИЖНИЙ.

 

Алмалых-Узень. Мощный сезонный карстовый источник над левым бортом донного оврага.

назад


Там же на левом берегу располагается ещё один очень интересный объект для нашего посещения – выход на поверхность мощного карстового источника, вероятно, периодического действия в т. KARST IST. В момент моего посещения этого объекта он был сухим.

 

Алмалых-Узень. Выход карстового источника на левом борту Алмалых-Узень 

Ил. 6. Выход карстового источника на левом борту Алмалых-Узень.

 


Нам до сих пор не известны ни его гидрогеологический режим, нет ни одного его описания, ни даже названия. Он отсутствует во всех наших родниковых базах. И не обозначен ни на каких картах.
Причина такой неизвестности очевидна. Его просто все и всегда миновали, следуя Алмалых-Йолом по правому берегу реки. Тем более, что круто падающий здесь склон левого борта выше по течению становится абсолютно непроходимым.
От этой точки выхода источника водами ручья, периодически стекающего вниз по склону, промыта слабовыраженная балка, тальвег которой заполнен живописным навалом камней покрытых мхами и лишайниками – т. ZAMSH KAM.

 

Алмалых-Узень. Замшелый навал валунов в слабо выраженном овражке.

Алмалых-Узень. Замшелый навал валунов в слабо выраженном овражке.

Ил. 7. Замшелый навал валунов в слабо выраженном овражке.

 

Выше точки выхода источника над нами находится умеренной крутизны склон, по которому сюда сверху от угадывающегося гребня спускается слабая тропка. Вероятно, козья.

 

Алмалых-Узень. Склон над выходом карстового источника.

Ил. 8. Склон над выходом карстового источника.

 

По этой тропке можно подняться на гребень узкого водораздельного хребтика, представляющего собой правый берег левого притока Алмалых-Узень – т. GREBEN. По гребню проходит хорошо выраженная тропа.

 

Алмалых-Йол. Тропа по гребню водораздельного хребтика.

Ил. 9. Тропа по гребню водораздельного хребтика.

 

За хребтиком расположено узкое и глубокое ущелье, дно которого с точки нашего выхода сюда не просматривается за деревьями. Но шум мощного потока, несущегося в мае 2019 г. вниз в Алмалых, был слышен очень хорошо.
Зато отсюда открываются дальние виды на высокие скальные обрывы района перевала Кюзюткан восточный.

 

Виды на скальные обрывы Кюзюткана.

Виды на скальные обрывы Кюзюткана.

Ил.10. Виды на скальные обрывы Кюзюткана.

 

Куда поднимается эта тропа по гребню – мне не известно, разберетёсь теперь самостоятельно.
Мы же сейчас возвращаемся на оставленный нами низменный правый берег и продолжаем нашу прогулку по старой дороге Алмалых-Йол, полотно которой здесь полностью уже разрушено паводковыми водами и не читается в рельефе берега, который легко проходим везде.
Однако, вскоре правый борт становиться выше. Наш путь явно идёт на подъём, и на склоне, как из небытия, проявляется широкая полка старой тропы в т. TROPA.

 

Алмалых-Йол. Старая тропа на склоне правого борта.

Ил. 11. Старая тропа на склоне правого борта.

 

Буквально через 5 минут неспешной прогулки эта широкая тропа превращается уже в мощную старую дорогу в т. STAR DOROGA.

 

Алмалых-Йол. Старая дорога.

Ил. 12. Старая дорога.

 


Но эта дорога, отсюда поднимающаяся к Бахчисарайскому шоссе через ур. Туркун Мезары, не совсем Алмалых-Йол. Она была здесь проложена лишь частично по маршруту Алмалых-Йол в период между 1885 и 1890 гг. для обслуживания строительства второй очереди Бахчисарайского шоссе. Т.е. это была специально сооруженная технологическая дорога для доставки в этот район снизу строительных материалов, которые завозить сюда из Ялты было бы значительно дороже.
На основании некоторых архивных источников, ссылки на которые я, к сожалению, давать не в праве, могу утверждать, что при строительстве второй очереди Бахчисарайского шоссе привлекались бригады высокопрофессиональных дорожников-строителей из Османской Порты, с которой у нас в те годы был «мир, дружба, жвачка». Но, несмотря на весь их профессионализм, несколько турецких рабочих погибли при производстве взрывных работ в горах. И были похоронены на специально организованном для этой цели временном кладбище в урочище Туркун-Мезары. После завершения строительства шоссе погибшие турецкие рабочие были перезахоронены на родине, а их могилы в Крыму ликидированы. Название урочища сохранилась лишь в памяти народной и было записано И.Л. Белянским со слов Нури Люманова и Сулеймана Мангуша в 1996-97 гг.
В дальнейшем эта дорога через ур. Туркун-Мезары использовалась лишь для сокращения выхода на Юсуповскую дорогу. И, вероятно, после 1944 г. могла быть окончательно заброшена.
Примерно через 200 метров пути по старой дороге, там, где она уже отворачивает в восточном направлении от реки и начинает карабкаться крутым подъёмом вверх по береговому склону, нас ожидает развилка на аутентичную тропу Алмалых-Йол в т. JOL.

 

Широкая полка тропы Алмалых-Йол.

Ил. 13. Широкая полка тропы Алмалых-Йол.

 


Даже сейчас после стольких лет небрежения и забвения я бы по этой тропе спокойно проехал на своём велосипеде. Я так думаю, что ширина полотна этого пути в годы его активной эксплуатации и обслуживания была не менее 3-х метров. Поэтому для узких и длинных крымских повозок - мажар, с их большими колёсами метрового и более диаметра эта дорога была вполне проходимой.

 

Ай-Петри. Ретро-фото. Почтовая открытка 1907 г.: татарские мажары на Ай-Петринской яйле.

Ил. 14. За льдом. Крым. Плато Ай-Петри. 1907—1911.
Часть стереопары с позитивным изображением на стекле, раскрашенным вручную. Виноградов З.З.

 

В среднем течении реки Алмалых-Йол проходит по широкому береговому уступу на высоте нескольких десятков метров над руслом. Поэтому этот путь ни при каких условиях здесь не затапливается половодьем, чем, несомненно, обеспечивалась безопасность проезда и сохранность дорожного полотна. Дорога плавно траверсирует склон, пересекая около 5-ти неглубоких боковых балок. Идётся по ней очень легко и приятно.
Примерно в середине этого участка пути одна из таких балок раскрывает своим широким устьем живописную поляну, на которой раскатились большие округлые скалы, как сказочные домики лесных троллей - т. POLIANA. На фотографии № 15 с левого края изображён не тролль, а мой спутник, знатный крымский ботаник Сергей Свирин.

 

Алмалых-Йол. Панорама поляны со скальными «домикам троллей».

Ил.15. Панорама поляны со скальными «домикам троллей».

 

Ещё в 10 минутах неспешной прогулки от этой поляны в обрыве противоположного борта заметен тёмный зев скального грота, от которого в сухое здесь русло сбегает язык каменной осыпи - т. GROT.

 

Алмалых-Узень. Скальный грот в обрыве левого борта.

Ил. 16. Скальный грот в обрыве левого борта.

 

В паре десятков метров выше по течению русло реки перегорожено скальной стеной высокого порога - т. POROG.

 

Алмалых-Узень. Скальная стена высокого порога.

Ил. 17. Скальная стена высокого порога.

 

Обход этого порога по берегу – пожалуй, самый крутой, но очень короткий участок на нашем пути - т. OBHOD.

 

Алмалых-Йол. Самый крутой участок тропы.

Ил. 18. Самый крутой участок тропы.

 

Правый береговой склон, по широком уступу которого проложен Алмалых-Йол, поднимаясь вверх по течению, становится ниже и уже. А наша тропа - значительно уже и хуже. Она здесь почти уничтожена старыми оползнями. Хотя и плавно сбрасывается в тальвег. В русле опять появляется вода, которая ниже по течению, под скальной стеной порога пряталась под аллювий.

 

Алмалых-Узень. Обводнённое русло выше скального порога.

Ил. 19. Обводнённое русло выше скального порога.

 

Встречается ряд поваленных деревьев, под которыми проникать с большим рюкзаком может быть для кого-то проблемно.

 

Алмалых-Йол. Завалы на тропе.

Ил. 20. Завалы на тропе.

 

Наконец, мы окончательно спускаемся в русло реки. Далее по правому борту располагается круто падающий склон, постепенно переходящий в отвесный обрыв, по левому - тоже скальный хаос. Здесь нас ожидает сюрприз – выше по ущелью другой дороги, нежели как по руслу реки, сейчас не существует - т. RUSLO.

 

Алмалых-Йол. Тропа спустилась в тальвег.

Ил. 21. Тропа спустилась в тальвег.

 

Этот участок пути без тропы непосредственно по руслу реки невелик – не более 300 метров. Русло здесь ровное, уклон небольшой. Порогов нет. И если его очистить от глыбовых каменных завалов, то он мог быть проезжим даже для татарских мажар. А для конных или пеших путников, уж и тем более, не представляет никакого затруднения.
Через 300 метров на левом борту открывается устье слабо выраженной балочки, по тальвегу которой вверх робко потянулась старая тропка. И чтобы мы ни разу не усомнились, что это таки да будет наша дорога, в глубине балки на буковом стволе был кем-то и когда-то начертан большой красный крест - т. KREST .

 

Алмалых-Йол. Марка тропы по левому берегу – КРЕСТ.

Ил. 22. Марка тропы по левому берегу – КРЕСТ.

 

Метка была поставлена очень много лет назад - железный сурик успел выгореть до оранжевого цвета. Сразу за «крещенным» буком робкая тропка начинает уверенно набирать высоту, поднимаясь по склону балки. И уже через 100 м пути тропа превращается в широкую грунтовую дорогу, отмеченную свежесложенными каменными туриками - т. TUR.

 

Алмалых-Йол. Каменные туры - указатели подъёма из ущелья.

Ил. 23. Каменные туры - указатели подъёма из ущелья.

 

Лесная дорога здесь поднимается на яйлу с небольшим уклоном, выполняя по пути лишь несколько плавных поворотов. Примерно через 300 метров пути нам встречается перекрёсток с неизвестной мне траверсной тропой, отмеченной неким Вовой синей меткой на стволе бука - т. PEREKR.

 

Алмалых-Йол. Перекрёсток дороги на яйлу с неизвестной тропой вдоль склона.

Алмалых-Йол. Перекрёсток дороги на яйлу с неизвестной тропой вдоль склона.

Ил. 24. Перекрёсток дороги на яйлу с неизвестной тропой вдоль склона.

 

До сих пор ещё немного жаль, что у меня не оказалось времени тогда разведать, куда эта поперечная тропа направляется. Оба направления выглядели очень перспективными для моих будущих прогулок в этом районе. Таковыми они и остались на сегодняшний день - желанными и недоступными.
Приятная прохлада, которая нас сопровождала в пути по ущелью, к нашему сожалению, быстро исчезает. Лес вокруг нас редеет. Мы поднимаемся на открытую солнцу яйлу, до которой уже отсюда, буквально, рукой подать - не более 1 км дороги осталось. Примерно через 700 метров пути нам встретится у обочины дороги карстовый колодец - т. KARST KOL.

 

Бабулган. Провал карстового колодца под самой кромкой яйлы.

Ил. 25. Провал карстового колодца под самой кромкой яйлы.

 

Я бросаю в его темнеющий закрученный зев небольшой камень и прислушиваюсь. Мой посланник в царство Аида, как бы нехотя, дважды оттолкнувшись от стен колодца, неожиданно уходит в глубину навсегда. Звука его приземления я так не дождался.
Ещё через 300 метров пути, как всегда это неожиданно и приятно, дорога вырывается из леса в уютные луговые поляны Коккозской яйлы, торопясь отсюда к перевалу Коккоз-Богаз - т. KOKKOZ-BOG.

 

Бабулган. Дорога по яйле к перевалу Коккоз-Богаз.

Ил. 26. Дорога по яйле к перевалу Коккоз-Богаз.

 

Нам туда сегодня не по пути. И мы с благодарностью прощаемся здесь со старым, приятным Алмалых- Йол, поворачивая отсюда уже без тропы через высокие травы на запад в направлении старой Молочной фермы князя Юсупова и Чайного домика – т. SOKRAT

 

Бабулган. Путеуказатель на Чайный домик.

Ил. 27. Путеуказатель на Чайный домик.

 

А дальше уже могла быть моя другая история.

 

Михаил Леонтьев

04.09.2022.

Прочитано 1818 раз Последнее изменение Среда, 02 октября 2024 07:39