Ай-Петри Нижний — под таким названием в материалах И.Л. Белянского обозначена точка выхода автодороги «Бахчисарай – Ялта» со стороны Ялты на кромку Ай-Петри. Белянский отличает его от «ответного» ему перевала на той же дороге Ай-Петри Верхний, с которого она начинает спуск по северным склонам гор вдоль правого борта ущелья Алмылых-Узень в сторону поселка Соколиное и к нижнему входу в Большой Каньон Крыма. Именно к северному перевалу Ай-Петри Верхний, где находится высшая точка автодороги «Бахчисарай – Ялта» (правда незначительно превосходящая Ай-Петри Нижний), Белянский относит название Айпетринский перевал, тем самым отдавая преимущество высотной характеристике. Народ же отдает предпочтение перевалу Ай-Петри Нижний верхнего просто не замечая. Тому есть причины: здесь находится великолепная видовая площадка — скала Шишко, инфраструктура с рядом кафе в переделах поселка Охотничье, поворот асфальтной дороги к главной по красоте вершине — Зубцы Ай-Петри и канатной дороге «Мисхор – Ай-Петри» (там находится верхняя станция канатной дороги) и развилка на грунтовую дорогу к перевалу Таракташ-Богаз, южное начало которой перекрывает кордон Ай-Петри.
С юго-запада от точки выхода дороги на Ай-Петри в здании бывшей Ай-Петринской шоссейной казармы 1895 года постройки расположен Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».
С северо-востока от дороги, над обрывом разместилось здание метеорологической станции «Ай-Петри», построенное тут по решению Межведомственного совещания 1899 года.
За метеостанцией, еще севернее — видовая площадка скала Шишко, названная скала так по повелению императора Александра II в честь руководителя строительства дороги на Ай-Петри полковника Ивана Станиславовича Шишко. Рядом с ней расположен крупный мемориал — братская могила партизан. Северо-северо восточнее видовой площадки скалы Шишко, в небольшом распадке лежит бетонная плита с металлическим крестом, имеющим наклон нижней перекладины влево. Плита была установлена на месте гибели ботаника Ивана Васильевича Ванькова, который в феврале 1921 года шел из Ялты в гости к своему другу — смотрителю метеостанции Ай-Петри Казимиру Францевичу Левандовскому. Ослабленный голодом и тяжелым переходом Ваньков замерз в снежном буране не дойдя до метеостанции всего 150 метров...
Еще севернее, по небольшому отрогу, к домам и заборам поселка Охотничье, снизу с давних пор натоптана тропа, получившая позже название Ягодка и представляющая собой вариант выхода на яйлу тропы перевала Гаспра-Богаз в контексте верхней ее части. Именно этой тропой в то роковое 20 февраля 1921-го года поднялся на Ай-Петри И.В. Ваньков.
Южнее перевала Ай-Петри Нижний, возле тропы, идущей вдоль обрывов, на постаменте установлен голубого цвета шар. Это так называемый «Ай-Петринский меридиан» появившийся тут в августе 1913-го года по инициативе инженера-гидротехника Карла Денисовича Кельтсера. Таким образмо он предложил сохранить местоположение меридиана вычисленного на местности еще в 1906 году представителями Пулковской обсерватории астрономами А.П. Ганским и Г.А. Тиховым и отмеченному изначально только полосой, проведенной краской на камне. Имеющий декоративную форму и вид памятного знака на самом деле знак является "действующим" геодезическим репером. Сразу при установке он был определен как основной репер Партии Крымских Водных Изысканий, первым начальником которой стал К.Д. Кельтсер. Созданная весной 1913 года эта партия в начале ХХ века занималась разведкой водных запасов, стоков речных долин, почвенными, метеорологическими и геологическими исследованиями, проводила противооползневые работы и работы по борьбе с селями.
Юго-западнее меридиана возвышается мачта ветрогенератора GV-270 датской фирмы «Genvind» рассчитанного на мощность 270 кВт. Ее смонтировали в 1993 году, но система так и не заработала из-за поломки лопастей.
Судя по всему, до прокладки шоссе Бахчисарай – Ялта» на месте перевала Ай-Петри Нижний находился перевал с названием Мисхор-Богаз (Мысхор-Богаз). Позже этот топоним был отнесен к перевалу Пелаки-Богаз (Кореизская тропа). Так топограф Бетев в свой карте указывает Мысхор-Богаз именно на месте перевала Ай-Петри Нижний. В путеводителе Евгения Еленина «Ялта и окрестности» 1901 года, вышедшего уже после прокладки шоссе «Бахчисарай – Ялта», Мисхор-Богаз указан напротив (северо-восточнее) Ай-Петринской шоссейной казармы (т.е. в направлении перевала Гаспра-Богаз) и судя по всему в непосредственной от нее близости.
Историческая информация взата из книг:
А. Сироткина "Дорога на Ай-Петри. Ялта-Бахчисарайское шоссе. Путешествие в прошлое"
В. Мухин и А. Кузнецов "Крымские горы: возвращение к истокам"
В цепочке основных перевалов Главной гряды Крымских гор перевал Ай-Петри Нижний стоит между перевалом Гаспра-Богаз и его вариантом выхода наверх тропой Ягодка с северо-востока и перевалом Кореизская тропа с юга.
Ай-Петри Нижний, Гаспра-Богаз (Ягодка), подъем "по проволоке" ("вдоль ЛЭП"), Пендикюль, Серебряная беседка. Файлы с треками и точками форматов gpx, kml и kmz скачать одним архивом можно тут: gaspra-bogaz.zip
Перевал Ай-Петри Нижний. Посёлок Охотничье и прилегающий район.
Ай-Петри. Скала Шишко. Памятник на могиле крымских партизан.
«Ай-Петринский меридиан» — основной геодезический репер Партии Крымских Водных Изысканий 1913-го года установки.
Место гибели И.В. Ванькова
Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».
Метеорологическая станция «Ай-Петри».
Ветрогенератор на Ай-Петри.
Перевал Ай-Петри Нижний. Посёлок Охотничье и прилегающий район.
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId8d7ee80f40
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProIdd17b8fcd60
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProIdddc12c51d4
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId656c367cd5
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId8a788a2762
Перевал Ай-Петри Нижний. Июнь 1978 года. Фото из архива Михаила Леонтьева
Перевал Ай-Петри Нижний. Ресторан Ай-Петри. 1969 год. Фото из архива Михаила Леонтьева
Ай-Петри. Скала Шишко. Памятник на могиле крымских партизан.
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId8863f520b6
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId71aed13306
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId15e727dfca
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId1031307c08
Ай-Петри. Скала Шишко. Памятник на могиле крымских партизан. 25 октября 1980 года
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProIda6efdab6e2
«Ай-Петринский меридиан» — основной геодезический репер Партии Крымских Водных Изысканий 1913-го года установки.
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProIdb0c8bc3223
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId00953e613c
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId30d4e86bea
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProIdfec5a02bf4
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId11a9159dd4
Место гибели И.В. Ванькова
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId485ad6d841
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId3b78eeac0f
Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId3a187751da
Метеорологическая станция «Ай-Петри».
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProIdc10118175c
Ветрогенератор на Ай-Петри.
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId8b12116fb8
http://valentin-nuzhdenko.ru/rajony/yalta-laspi/aj-petri-nizhnij-skala-shishko.html#sigProId3f1f70f02b