Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Ай-Петри. Археологические исследования культового комплекса на вершине Ай-Петри в 2011-ом году.

 На вершине Зубцы Ай-Петри, в самой верхней части с 13 сентября 2011 года археологом Н. П. Туровой были начаты работы по археологической разведке с шурфовкой культового комплекса имевшего «два основных этапа его существования. Первый этап связан с функционированием на вершине горы святилища рубежа — перв. вв. н.э. Второй этап связан с христианским храмом, построенного, приблизительно в IX—X вв. и просуществовавшего до XIII в.». В результате работ был собран определенный археологический материал, но «К сожалению, ни фундамента храма, ни «постелей» от него, ни каких-либо целых архитектурных деталей от постройки в ходе работ 2011 г. не обнаружено. Хотя почти вся обследованная территория покрыта остатками средневекового деструктированного известкового раствора с примесью песка и керамики.»
Обе цитаты — Н. П. Турова «Культовый комплекс на вершине Ай-Петри».
Тогда же в ходе разведок окрестностей Михаил Леонтьев посетил известные ему развалины старого сарая неизвестного назначения, от которого в настоящее время остались только основания стен из дикарного камня. Строение существовало в начале ХХ века, а может быть и раньше. 

Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри».

Верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» расположена на краю скалы к северу от вершины Ай-Петри именуемой «в народе» Зубцы Ай-Петри. Закончена строительством канатная дорога была к декабрю 1987 года, начала эксплуатироваться эксплуатации в 1988-ом году создав в этом месте самый популярный и легко доступный рекреационный район горного Крыма.

Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Самая популярная и узнаваемая вершина Крыма.

Ай-Петри или Зубцы Ай-Петри — самая популярная и узнаваемая вершина Крыма. Такой ее делает уходящий от вершины в сторону моря скальный гребень с острыми скалами – зубцами. Это не самая высокая вершина плато Ай-Петри, но самая посещаемая и красивая. Расположена вершина на южной кромке плато Ай-Петри над поселками Алупка и Кореиз. Фактически вершина эта двойная состоящая из двух выдвинутых на южные обрывы выступов — собственно вершины Ай-Петри или Ай-Петри Главная и мало посещаемой вершины Ай-Петри Западная или Вестрон, разделенных глубоким скальным кулуаром, по сути дела круто падающим скальным ущельем, альпинистского перевала Ай-Петри Западный. Все эти названия (Ай-Петри Главная, Ай-Петри Западная, перевал Ай-Петри Западный и Вестрон) мы находим в книге Н.В. Закалдаева «Пешком по Крыму: Перевалы горного Крыма» 2005 года. При этом в схеме Ай-Петринской стены на странице 132 Николай Викторович в скобках приводит ставшее теперь популярным в интернете второе название вершины Ай-Петри Западная — Вестрон (попало в том числе и в Яндекс Карту). Вестроном в сказках Толкина называется «родной язык практически всех народов западного Средиземья», поэтому название, наверное, было придумано в период повального увлечения творчеством Толкина где-то в промежутке от конца «девяностых» до начала «нулевых». Ай-Петри Западная или Вестрон практически не посещаются и до недавнего времени на этой вершине не было ничего.

Баба-Али-Текне — родник возле Кореизской тропы под Ай-Петри

Баба-Али-Текне — родник на склонах Ай-Петри над пгт Кореиз. Был оборудован двумя неглубокими квадратными бетонными колодцами. В верхний колодец непосредственно выведена труба с водой родника, из него она переброшена в соседний, нижний колодец. Родник может пересохнуть.

Сасых-Текне — родник возле Кореизской тропы под Ай-Петри

Сасых-Текне — родник на склонах Ай-Петри над пгт Кореиз. Был оборудован квадратным колодцем-водозабором и фонтаном в небольшом коллекторе, перекрытом деревянной кровлей в виде сруба, на котором позже укрепили табличку с надписью "Алупкинское лесничество, ист. Сасык-Тенке (Корыто у болота) Бобыли 2013 г.". Рядом утроена деревянная беседка и скамьи. Родник и беседка сильно пострадали после оползня 2021-го года.

Самота. Поворот на Мисхор. Остановка общественного транспорта на Южнобережном шоссе.

«Поворот на Мисхор» — остановка общественного транспорта на Южнобережном шоссе над поселком Кореиз (с 1958 года Мисхор включён в состав пгт. Кореиз), возле поворота асфальтовой дороги в поселок. Раньше остановка преимущественно именовалась Самота по названию участка Кореиза. Изначально же такое название происходит от топонимов относящихся к протекающему по этому участку склона ручью — Аксамотук-Дере или Асамоту-Дереси, а также возвышенности Асамоту или Самота (топонимическая схема И.Л. Белянского). 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз поднимается на Ай-Петри от остановки общественного транспорта на Южнобережном шоссе  «Поворот на Мисхор» или Самота и выводит наверх к одиночной сосне «Самолет», памятнику природы с 1964 г., району, где находятся верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» со стоянкой для машин и видовыми площадками и Зубцы Ай-Петри. Историческое название тропы — Пелаки-Богаз. Такое название мы находим в топографической карте Бетева и в описании Меркулова. Неправильное название Мисхор-Богаз или Мисхорский богаз относится к перевалу Ай-Петри Нижний и было соотнесено с Пелаки-Богазом, скорее всего, Григорием Москвичем. В нижней части современный маршрут тропы (красная линия на схеме — установленный Ялтинским заповедником) проходит по пожарным дорогам сосновых лесов с относительно умеренным уклоном. Ближе к скалам, где крутизна склона возрастает, есть 2 родника: нижний Сасых-Текне с местом отдыха, но поврежденный оползнем и верхний Баба-Али-Текне. Установленный заповедником маршрут их обходит с востока, но другой смежный вариант маршрута (желтая линия на схеме) проходит через них. В этих местах, где крутизна склона становится занчительно больше, чем в нижней части уже есть элементы оборудования тропы под велотрек: мостики, трамплины и насыпи-бордюры. Основной этап подъема Кореизской тропы начинается обходом с восточной стороны скалы Пляки или Воронья, которая и дала первое название этому перевалу: Пелаки-Богаз. Повернув к западу тропа выходит на полку над скальным обрывом Вороньей и к зрелищному участку подъема с хорошими видовыми площадками. Дальнейший подъем проходит вдоль крутого скалистого отрога обрывающегося в сторону моря вначале скалой Пляки или Воронья, а выше  — Ай-Петринской стеной. На этом этапе особенно много всевозможных оборудованных для горных велосипедов элементов. Заканчивается подъем на видовой площадке в верхней части отрога, к сосне «Самолет». Рядом находится верхняя станция канатной дороги, напротив — Зубцы Ай-Петри
В цепочке основных горных перевалов южных склонов западной части Главной гряды Крымских гор Кореизская тропа находится между автомобильным перевалом Ай-Петри Нижний с севера и Малай-Богаз с юго-запада. Между Кореизской тропой и вершиной Зубцы Ай-Петри расположен спортивный перевал Ай-Петри Восточный, чуть дальше, между вершинами Зубцы Ай-Петри и Ай-Петри Западная еще есть перевал Ай-Петри Западный, но он имеет альпинистскую категорию. 

 

 

 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Файлы с треками и точками форматов gpx, kml и kmz одним архивом: aj-petri-koreizskaya-tropa.zip

 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Схема

 Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Схема

 

 Нижняя часть тропы между подножием крутого слона и Южнобережным шоссе

 

У подножия подъема

 

Основной подъем через скалу Пляки (Воронья)

 

Выход наверх

  

Сосна "Самолет"

 

 

 

 

Нижняя часть тропы между подножием крутого слона и Южнобережным шоссе

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

У подножия подъема

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

Основной подъем через скалу Пляки (Воронья)

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

Выход наверх

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

 

Сосна "Самолет"

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 Камдерек — перевал над Ялтой

 

Тропа через перевал КАМДЕРЕК: потерянная во времени и пространстве.

Автор описания Михаил Леонтьев (Татарин)

«… Под выражением «перевал» в горном туризме… подразумевается путь пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевал должен удовлетворять логической обоснованности и безопасности пути. Перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела. По соображениям простоты и безопасности могут осуществляться подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта…»
(Закалдаев Н.В. Пешком по Крыму: Перевалы Горного Крыма. Вып. 2.-К.: Атика, 2005)

Ай-Петри Нижний — перевал над Ялтой на автодороге «Бахчисарай – Ялта». Скала Шишко. Поселок Охотничье

Ай-Петри Нижний — под таким названием в материалах И.Л. Белянского обозначена точка выхода автодороги «Бахчисарай – Ялта» со стороны Ялты на кромку Ай-Петри. Белянский отличает его от «ответного» ему перевала на той же дороге Ай-Петри Верхний, с которого она начинает спуск по северным склонам гор вдоль правого борта ущелья Алмылых-Узень в сторону поселка Соколиное и к нижнему входу в Большой Каньон Крыма. Именно к северному перевалу Ай-Петри Верхний, где находится высшая точка автодороги «Бахчисарай – Ялта» (правда незначительно превосходящая Ай-Петри Нижний), Белянский относит название Айпетринский перевал, тем самым отдавая преимущество высотной характеристике. Народ же отдает предпочтение перевалу Ай-Петри Нижний верхнего просто не замечая. Тому есть причины: здесь находится великолепная видовая площадка — скала Шишко, инфраструктура с рядом кафе в переделах поселка Охотничье, поворот асфальтной дороги к главной по красоте вершине — Зубцы Ай-Петри и канатной дороге «Мисхор – Ай-Петри» (там находится верхняя станция канатной дороги) и развилка на грунтовую дорогу к перевалу Таракташ-Богаз, южное начало которой перекрывает кордон Ай-Петри.
С юго-запада от точки выхода дороги на Ай-Петри в здании бывшей Ай-Петринской шоссейной казармы 1895 года постройки расположен Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».
С северо-востока от дороги, над обрывом разместилось здание метеорологической станции «Ай-Петри», построенное тут по решению Межведомственного совещания 1899 года.
За метеостанцией, еще севернее — видовая площадка скала Шишко, названная скала так по повелению императора Александра II в честь руководителя строительства дороги на Ай-Петри полковника Ивана Станиславовича Шишко. Рядом с ней расположен крупный мемориал — братская могила партизан. Северо-северо восточнее видовой площадки скалы Шишко, в небольшом распадке лежит бетонная плита с металлическим крестом, имеющим наклон нижней перекладины влево. Плита была установлена на месте гибели ботаника Ивана Васильевича Ванькова, который в феврале 1921 года шел из Ялты в гости к своему другу — смотрителю метеостанции Ай-Петри Казимиру Францевичу Левандовскому. Ослабленный голодом и тяжелым переходом Ваньков замерз в снежном буране не дойдя до метеостанции всего 150 метров...
Еще севернее, по небольшому отрогу, к домам и заборам поселка Охотничье, снизу с давних пор натоптана тропа, получившая позже название Ягодка и представляющая собой вариант выхода на яйлу тропы перевала Гаспра-Богаз в контексте верхней ее части. Именно этой тропой в то роковое 20 февраля 1921-го года поднялся на Ай-Петри И.В. Ваньков.
Южнее перевала Ай-Петри Нижний, возле тропы, идущей вдоль обрывов, на постаменте установлен голубого цвета шар. Это так называемый «Ай-Петринский меридиан» появившийся тут в августе 1913-го года по инициативе инженера-гидротехника Карла Денисовича Кельтсера. Таким образмо он предложил сохранить местоположение меридиана вычисленного на местности еще в 1906 году представителями Пулковской обсерватории астрономами А.П. Ганским и Г.А. Тиховым и отмеченному изначально только полосой, проведенной краской на камне. Имеющий декоративную форму и вид памятного знака на самом деле знак является "действующим" геодезическим репером. Сразу при установке он был определен как основной репер Партии Крымских Водных Изысканий, первым начальником которой стал К.Д. Кельтсер. Созданная весной 1913 года эта партия в начале ХХ века занималась разведкой водных запасов, стоков речных долин, почвенными, метеорологическими и геологическими исследованиями, проводила противооползневые работы и работы по борьбе с селями.
Юго-западнее меридиана возвышается мачта ветрогенератора GV-270 датской фирмы «Genvind» рассчитанного на мощность 270 кВт. Ее смонтировали в 1993 году, но система так и не заработала из-за поломки лопастей.

Судя по всему, до прокладки шоссе Бахчисарай – Ялта» на месте перевала Ай-Петри Нижний находился перевал с названием Мисхор-Богаз (Мысхор-Богаз). Позже этот топоним был отнесен к перевалу Пелаки-Богаз (Кореизская тропа). Так топограф Бетев в свой карте указывает Мысхор-Богаз именно на месте перевала Ай-Петри Нижний. В путеводителе Евгения Еленина «Ялта и окрестности» 1901 года, вышедшего уже после прокладки шоссе «Бахчисарай – Ялта», Мисхор-Богаз указан напротив (северо-восточнее) Ай-Петринской шоссейной казармы (т.е. в направлении перевала Гаспра-Богаз) и судя по всему в непосредственной от нее близости.

Историческая информация взата из книг:
А. Сироткина "Дорога на Ай-Петри. Ялта-Бахчисарайское шоссе. Путешествие в прошлое"
В. Мухин и А. Кузнецов "Крымские горы: возвращение к истокам"

В цепочке основных перевалов Главной гряды Крымских гор перевал Ай-Петри Нижний стоит между перевалом Гаспра-Богаз и его вариантом выхода наверх тропой Ягодка с северо-востока и перевалом Кореизская тропа с юга.

 

Ай-Петри Нижний, Гаспра-Богаз (Ягодка), подъем "по проволоке" ("вдоль ЛЭП"), Пендикюль, Серебряная беседка. Файлы с треками и точками форматов gpx, kml и kmz скачать одним архивом можно тут: gaspra-bogaz.zip

 

Ай-Петри Нижний, Гаспра-Богаз (Ягодка), подъем "по проволоке" ("вдоль ЛЭП"), Пендикюль, Серебряная беседка. Схема

 

Перевал Ай-Петри Нижний. Посёлок Охотничье и прилегающий район.

Ай-Петри. Скала Шишко. Памятник на могиле крымских партизан.

«Ай-Петринский меридиан» — основной геодезический репер Партии Крымских Водных Изысканий 1913-го года установки.

Место гибели И.В. Ванькова

Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».

Метеорологическая станция «Ай-Петри».

Ветрогенератор на Ай-Петри.

 

 

 

 

Перевал Ай-Петри Нижний. Посёлок Охотничье и прилегающий район.

наверх

 

 

 

 

 

 

 

Перевал Ай-Петри Нижний. Июнь 1978 года. Фото из архива Михаила Леонтьева

наверх

Перевал Ай-Петри Нижний. Июнь 1978 года. Фото из архива Михаила Леонтьева

 

 

Перевал Ай-Петри Нижний. Ресторан Ай-Петри. 1969 год. Фото из архива Михаила Леонтьева

наверх

Перевал Ай-Петри Нижний. Ресторан Ай-Петри. 1969 год. Фото из архива Михаила Леонтьева

 

 

 

 

Ай-Петри. Скала Шишко. Памятник на могиле крымских партизан.

наверх

 

 

 

 

 

 

 

Ай-Петри. Скала Шишко. Памятник на могиле крымских партизан. 25 октября 1980 года

наверх

 

 

Скала Шишко. Памятник партизанам. 1980 год

 

 

 

«Ай-Петринский меридиан» — основной геодезический репер Партии Крымских Водных Изысканий 1913-го года установки.

наверх

 

 

 

 

 

 

 

 

Место гибели И.В. Ванькова

наверх

 

 

 

 

 

Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».

наверх

 

 

 

 

 

Метеорологическая станция «Ай-Петри».

наверх

 

 

 

 

 

Ветрогенератор на Ай-Петри.

наверх

 

 

 

 

Пендикюль — родник возле Пендикюльской шоссейной казармы на автодороге «Бахчисарай – Ялта»

Пендикюль — родник рядом с крутым поворотом верхнего серпантина автодороги «Бахчисарай - Ялта», к западу от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка). Воду этого родника использовала Пендикюльская шоссейная казарма, живописные развалины которой находятся тут же. Его водой был запитан фонтан у подпорной стенки казармы на обочине дороги. Родник был каптирован, горловина железобетонного водосборного коллектора огорожена секциями сетчатого забора.