Ай-Петри Нижний — под таким названием в материалах И.Л. Белянского обозначена точка выхода автодороги «Бахчисарай – Ялта» со стороны Ялты на кромку Ай-Петри. Белянский отличает его от «ответного» ему перевала на той же дороге Ай-Петри Верхний, с которого она начинает спуск по северным склонам гор вдоль правого борта ущелья Алмылых-Узень в сторону поселка Соколиное и к нижнему входу в Большой Каньон Крыма. Именно к северному перевалу Ай-Петри Верхний, где находится высшая точка автодороги «Бахчисарай – Ялта» (правда незначительно превосходящая Ай-Петри Нижний), Белянский относит название Айпетринский перевал, тем самым отдавая преимущество высотной характеристике. Народ же отдает предпочтение перевалу Ай-Петри Нижний верхнего просто не замечая. Тому есть причины: здесь находится великолепная видовая площадка — скала Шишко, инфраструктура с рядом кафе в переделах поселка Охотничье, поворот асфальтной дороги к главной по красоте вершине — Зубцы Ай-Петри и канатной дороге «Мисхор – Ай-Петри» (там находится верхняя станция канатной дороги) и развилка на грунтовую дорогу к перевалу Таракташ-Богаз, южное начало которой перекрывает кордон Ай-Петри.
С юго-запада от точки выхода дороги на Ай-Петри в здании бывшей Ай-Петринской шоссейной казармы 1895 года постройки расположен Контрольно-спасательный пост «Ай-Петри».
С северо-востока от дороги, над обрывом разместилось здание метеорологической станции «Ай-Петри», построенное тут по решению Межведомственного совещания 1899 года.
За метеостанцией, еще севернее — видовая площадка скала Шишко, названная скала так по повелению императора Александра II в честь руководителя строительства дороги на Ай-Петри полковника Ивана Станиславовича Шишко. Рядом с ней расположен крупный мемориал — братская могила партизан. Северо-северо восточнее видовой площадки скалы Шишко, в небольшом распадке лежит бетонная плита с металлическим крестом, имеющим наклон нижней перекладины влево. Плита была установлена на месте гибели ботаника Ивана Васильевича Ванькова, который в феврале 1921 года шел из Ялты в гости к своему другу — смотрителю метеостанции Ай-Петри Казимиру Францевичу Левандовскому. Ослабленный голодом и тяжелым переходом Ваньков замерз в снежном буране не дойдя до метеостанции всего 150 метров...
Еще севернее, по небольшому отрогу, к домам и заборам поселка Охотничье, снизу с давних пор натоптана тропа, получившая позже название Ягодка и представляющая собой вариант выхода на яйлу тропы перевала Гаспра-Богаз в контексте верхней ее части. Именно этой тропой в то роковое 20 февраля 1921-го года поднялся на Ай-Петри И.В. Ваньков.
Южнее перевала Ай-Петри Нижний, возле тропы, идущей вдоль обрывов, на постаменте установлен голубого цвета шар. Это так называемый «Ай-Петринский меридиан» появившийся тут в августе 1913-го года по инициативе инженера-гидротехника Карла Денисовича Кельтсера. Таким образмо он предложил сохранить местоположение меридиана вычисленного на местности еще в 1906 году представителями Пулковской обсерватории астрономами А.П. Ганским и Г.А. Тиховым и отмеченному изначально только полосой, проведенной краской на камне. Имеющий декоративную форму и вид памятного знака на самом деле знак является "действующим" геодезическим репером. Сразу при установке он был определен как основной репер Партии Крымских Водных Изысканий, первым начальником которой стал К.Д. Кельтсер. Созданная весной 1913 года эта партия в начале ХХ века занималась разведкой водных запасов, стоков речных долин, почвенными, метеорологическими и геологическими исследованиями, проводила противооползневые работы и работы по борьбе с селями.
Юго-западнее меридиана возвышается мачта ветрогенератора GV-270 датской фирмы «Genvind» рассчитанного на мощность 270 кВт. Ее смонтировали в 1993 году, но система так и не заработала из-за поломки лопастей.
Судя по всему, до прокладки шоссе Бахчисарай – Ялта» на месте перевала Ай-Петри Нижний находился перевал с названием Мисхор-Богаз (Мысхор-Богаз). Позже этот топоним был отнесен к перевалу Пелаки-Богаз (Кореизская тропа). Так топограф Бетев в свой карте указывает Мысхор-Богаз именно на месте перевала Ай-Петри Нижний. В путеводителе Евгения Еленина «Ялта и окрестности» 1901 года, вышедшего уже после прокладки шоссе «Бахчисарай – Ялта», Мисхор-Богаз указан напротив (северо-восточнее) Ай-Петринской шоссейной казармы (т.е. в направлении перевала Гаспра-Богаз) и судя по всему в непосредственной от нее близости.
Историческая информация взата из книг:
А. Сироткина "Дорога на Ай-Петри. Ялта-Бахчисарайское шоссе. Путешествие в прошлое"
В. Мухин и А. Кузнецов "Крымские горы: возвращение к истокам"
В цепочке основных перевалов Главной гряды Крымских гор перевал Ай-Петри Нижний стоит между перевалом Гаспра-Богаз и его вариантом выхода наверх тропой Ягодка с северо-востока и перевалом Кореизская тропа с юга.
Пендикюль — родник рядом с крутым поворотом верхнего серпантина автодороги «Бахчисарай - Ялта», к западу от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка). Воду этого родника использовала Пендикюльская шоссейная казарма, живописные развалины которой находятся тут же. Его водой был запитан фонтан у подпорной стенки казармы на обочине дороги. Родник был каптирован, горловина железобетонного водосборного коллектора огорожена секциями сетчатого забора.
Пендикюльская шоссейная казарма к западу от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка) на крутом повороте автодороги «Бахчисарай – Ялта» была построена в 1887-ом году. Ее стены, подпорная стена и лестница исполнены тесаным с фаса и рустованым камнем, стилизующем стену под "дикарный" камень. Фасад основного строения прикрывает ряд из шести могучих старых тисов. Сохранность стен строения, укрепленных сверху бетонным поясом 100%.
Пендикюль — перевал и вершина над Ялтой, под южными обрывами Ай-Петри. Рядом проходит автодорога «Бахчисарай – Ялта» в честь окончания строительства которой в конце XIX века тут устроили видовую площадку. В 50-х годах ХХ века рядом возвели ротонду, известную теперь как Серебряная беседка (вроде бы по цвету первоначально покрывавшей ее серебрянки).
Кордон Ай-Петри расположен у кромки яйлы над Южным берегом Крыма к северу от поселка Охотничье, перевала Ай-Петри нижний, где находится видовая площадка скала Шишко и самой знаменитой вершины живописной Зубцы Ай-Петри. Рядом с кордоном, на краю обрыва, с видом на Ялту в небольшой балке находится колодец с водой, а рядом с ним в свое время было устроено место отдыха и туристическая стоянка. Воду можно было набрать рядом, в небольшой балке, где находится колодец, дрова за умеренную плату выдавал лесник. Теперешнее положение дел мне неизвестно.
«По проволоке» — гребневая тропа, связывающая кромку южную кромку Ай-Петри рядом с коттеджным поселком Охотничье, где расположен кордон Ай-Петри, колодец с водой и верхний край тропы Гаспра-Богаз с горой Пендикюль (Серебряная беседка). Ее иногда неправильно называют тропой Гаспра-Богаз или Ягодка, с которой она совпадает своим верхним краем, так что я и эти названия поместил в титул материала для облегчения его поиска в сети. Встречал также название «по ЛЭП» («по проволоке» так же не моя выдумка). Дополнительные объекты рядом: бетонный резервуар с источником возле кордона Ай-Петри и остатки чего-то похожего на водо(снего)накопитель и фундаменты какого-то строения.
Гаспра-Богаз — старая тропа, поднимавшаяся на Ай-Петри с Южного берега, очевидно, из Гаспры, через район горы Пендикюль. В настоящее время частично срезана автодорогой «Бахчисарай - Ялта», частично сохранилась в промежутках между серпантинами дороги и полностью — на верхнем участке, от восьмого сверху крутого поворота автодороги до выхода на Ай-Петри восточнее коттеджного поселка Охотничье и перевала Ай-Петри нижний (скала Шишко). Ягодка — название тропы (или направления) связывающего рассматриваемый район с автодорогой «Бахчисарай - Ялта» ниже Учан-Су.
В верхней части, от района горы Пендикюль (Серебряная беседка) тропы Ягодка и Гаспра-Богаз частично совпадают, выходя на яйлу разными путями. Тропы разделяются в круто падающих верховьях оврага Холодная балка на её правом борту.
«…Перед ущельем тропа раздваивается. Левая юго-западная узкая пешеходная тропка приводит минут через 8 к краю яйлы около скалы Шишко, откуда до Ай-Петринской шоссейной казармы минуты 3 ходьбы. Правая же более удобная верховая тропа приводит, проходя мимо маловодного родника, на яйлу к Гаспра-Богазу…» (Сборник ЯО КГК. Подробное описание пешеходных и верховых экскурсий. №7. От Пендикюльской шоссейной казармы к Ай-Петринской шоссейной казарме мимо скалы Шишко. 1903 г.).
В 60-е годы прошлого века пешеходная тропка на скалу Шишко, оборудованная сотрудниками Ялтинского ДЭУ и кордона Охотничий для собственного безопасного спуска (установлены столбики-вехи ярко желтого цвета, хорошо заметные в тумане), получила ласковое неофициальное название – «ЯГОДКА»: столбики, обозначающие тропу Ягодка.
Выход на Ай-Петри тропы Ягодка был пешеходной веткой Гаспра-Богаза. При этом есть веские основания полагать, что топоним Мисхор-Богаз (Мысхор-Богаз) позже отнесенный к перевалу Пелаки-Богаз (Кореизская тропа) обозначал ветку перевала Гаспра-Богаза выводящую на плато где-то в районе нынешнего перевала Ай-Петри нижний. Во всяком случае топограф Бетев в свой карте указывает Мысхор-Богаз именно в этом месте, тем самым разделяя старый Мысхор-Богаз от Пелаки-Богаза, которому сейчас соответствует Кореизская тропа, и, возможно, локализуя его настоящее местоположение. В путеводителе Евгения Еленина «Ялта и окрестности» 1901 года, вышедшего уже после прокладки шоссе «Бахчисарай – Ялта», Мисхор-Богаз указан напротив (северо-восточнее) Ай-Петринской шоссейной казармы (т.е. в направлении перевала Гаспра-Богаз) и судя по всему в непосредственной от нее близости.
Верхний край тропы расположен в районе, где находится место отдыха (тур. стоянка), кордон Ай-Петри, колодец с водой и выход на Ай-Петри короткой тропы от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка) с участком преодоления склона «по проволоке».
Гора Мачу находится к западу от перевала Бечку (Кабаний перевал) в вершинной части отрога водораздельного хребта между Байдарской долиной и Бельбеком, над поселком Передовое. Все южные склоны и вершину Мачу занимают поляны с небольшими участками кустарникового леса. Северные склоны Мачу полностью покрыты лесом. С мысовой части Мачу открывается прекрасный вид на Байдарскую долину. Недалеко от верхней точки вершины Мачу, представляющей собой небольшое покатое плато, среди кустарника находится компактный развал средневекового храма с большим, очевидно, грабительским шурфом по центру. Рядом с шурфом имеется некоторый разброс черепичного боя керамид, что позволяет предположительно датировать его типичным для горного Крыма возрастом — не позже XIII века. Данных об этом храме в литературе пока не нашел.
На входе в ущелье (каньон) Черной речки со стороны Байдарской долины, над его правым бортом нависает высокий и живописный мыс скалы Кизил-Кая. Этим мысом заканчивается длинный водораздельный хребет между ущельем ручья Ятлауз и Байдарской долиной, тянущийся от охотничьей базы «Красный камень». Напротив Кизил-Кая, на левом борту Черноречья расположен небольшой массив мыса Асаране-Бурун, где находилось средневековое укрепление.
Сельское городище Асаране-Бурун X-XIII вв расположено на мысу левого борта ущелья Черной речки, над верхней длинной петлёй русла в северном направлении, напротив устья ручья Ятлауз и скалы Кизил-Кая, на хребте которой также есть археологические объекты похожие на средневековое поселение с храмом и убежище. Поселение было плотно заселено, количество домов на нем составляло не меньше 50. Оборонительные сооружения Асаране-Бурун были сложены насухо «с полным периметром стен», что «крайне редко» для Крыма.