Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Гидротехническая тропа на Ай-Петри. Перевал Ай-Валенти. Таракташская тропа

Теги

Гидротехническая тропа. Нижняя яйла 

Автор Михаил Леонтьев (Татарин)

 

Дорога гидростроителей — или тропа Св. Валентина.


(Осознание символов Пути).

 

«…Гидротехническая тропа… в настоящее время является кратчайшим путем на плато.»


(Из путеводителя по КРЫМУ под редакцией К.Ю. Бумбера и др. Симферополь 1914г. стр.501).
Автор описания маршрута Г.И. Грабовский.  Ялта - водопад Учан-Су - городской каптаж - Тарахташ - Яйла - Штангеевская тропа - Струйчатый водопад - утес Ставри-Кая -водопад Верхний Яузларь - Ялта.
 «…Выйдя из Ялты согласно 1-му маршруту и поднявшись от водопада Учан-Су по дорожке, ведущей на Крестовую скалу, до первого перевала через отрог (знак ГК), нужно подниматься по дорожке налево вверх по хребту до городского каптажа. Возле него - вместительный барак из досок, в котором жили рабочие при производстве работ по каптированию источника. Кругом много развесистых и тенистых лип. От каптажа поднимается довольно круто вверх на Яйлу Гидротехническая тропа,  которая в настоящее время является кратчайшим путем на плато. (Веха). В полутораста саженях от начала ее отходит влево Таракташская тропа на Ялтинское плато - длиною в 873 саж…»
Вероятно, многие из вас, интересующихся крымским краеведением и туризмом, эти строки читали, карту-схему маршрутов в Путеводителе Бумбера изучали и сами на упомянутом городском каптаже  бывали.

 

 


Ил. №1. Каптаж 1904 г. Общий вид.

 Каптаж 1904 года. Ялта, Учан-Су

 

Смотри:
Учан-Су, родники на истоках. Каптаж 1904 года. Исток Учан-Су

 

Неоднократно бывал и я. И невольно задумывался о целесообразности  огромной трудоемкости работ по прокладке подземного водовода от горного источника, находящегося на высоте более 800 м., по кручам и над пропастями более 100 лет назад. Кроме естественного вопроса «Зачем так сложно, когда можно значительно ниже по течению соорудить простой  перехват воды из речки Учан-Су?», попутно возникали и другие вопросы – «Как им это удалось сделать в те времена все вручную? Как сюда добирались рабочие и специалисты? Как были доставлены трубы и другие стройматериалы?»
Этой небольшой статьей я попытаюсь ответить на некоторые из своих вопросов.
Во первых – «Зачем или почему нельзя было взять воду из р. Учан-Су ниже по течению?»
Ответ на первый вопрос  мы  находим  в истории создания и развития ялтинского водопровода – старейшего сооружения городского коммунального хозяйства, временем рождения» которого нужно считать  1847 год (см. сайт ГУП Республики Крым «Водоканал ЮБК». История развития. yaltavodokanal.com).
Тогда в Ялту была проведен первый водопровод от Массандровского источника, принадлежавшего губернатору и князю Воронцову М.С. по его собственной доброй воле. На  плане 1843 г. Ялты уже значится фонтан и водопровод.
Из архивных документов строительного отделения Таврического губернского правления известно, что  водопровод был выполнен из деревянных труб протяженностью 1738 сажен и на его устройство было потрачено 4125 руб. 42 коп. из «сумм татарского сбора». Остается неизвестным, кто проводил работы по устройству водопровода и фонтана, каким образом и кем они обслуживались.
 Из докладной записки генерал-адъютанта П.Е.Коцебу, датированной уже 1865 годом следует, что «водой из этого фонтана пользуются не только местные жители, но и войска во время лагерного расположения и из него же поливается дорога от Ялты до Ливадии,  во время пребывания там Высочайших особ».
Еще через два десятка лет ялтинская Городская Дума констатирует:
«Снабжение водой жителей города из существующего водопровода, дающего определенное количество воды, становится день ото дня затруднительнее. Затруднительность эта делается особо ощутимой при наибольшем скоплении приезжающих и во время продолжительных летних засух, уменьшающих и без того небольшой приток воды. А если при этом принять во внимание случающуюся нередко порчу водопровода с целью отвода воды на табачные плантации, то затруднительность водоснабжения становится еще ощутительнее и еще очевиднее».
В 1896 году к городу были присоединены районы Заречья и Ливадийских Слободок. Быстро растущему городу постоянно не хватало воды. Особенно в летние месяцы. В заявлениях  домовладельцев в городскую Управу читаем: «с наступлением лета терпим крайнюю нужду в воде… ее не хватает даже для питья».
Еще раньше в 1886 году остро встал вопрос рационального удаления нечистот. Над городом постоянно висела угроза распространения инфекционных заболеваний. Городская управа и особая комиссия, утвержденная Думой, пришли к мысли об устройстве сплавной разветвленной канализационной сети, которая была успешно принята в эксплуатацию в 1888 г. К декабрю 1890 года около половины домовладений города уже были присоединены к городской канализации. Но была и вторая половина, большая часть нечистот которой просто смывалась в местные речки и ручьи.
В феврале 1899 года с докладом водопроводной комиссии о переустройстве и усилении водоснабжения Ялты выступил известный инженер Александр Львович Бертье-Делагард:  «Ялтинский водопровод, не только по количеству воды, но и еще более по многочисленным своим недостаткам и совершенному несоответствию с современным развитием города, требует полной и совершенной переделки сплошь, во всех своих частях, а не добавки в него воды… город не только отодвинулся вдаль, но он растет и вверх …куда существующий водопровод уже физически не может  следовать за городом».
Расчетная сумма на переустройство городского водопровода была весьма внушительной -  493 тыс. руб. В городском бюджете таких средств попросту не было. Но, как говорится, «не было счастья, так несчастье повезло».
Осенью 1900 года в Ливадии на отдыхе находилась императорская семья.
«Николай II отдых в Ливадии сочетал с активной государственной деятельностью: просматривал и давал дальнейший ход деловым бумагам и прошениям, принимал с докладами министров, различные делегации и частных лиц, иностранных дипломатов. …26 октября Николай Александрович почувствовал себя плохо. … состояние больного продолжало резко ухудшаться, по настоянию С.Ю. Витте из Петербурга был срочно вызван профессор Военно-медицинской Академии Попов, определивший у императора брюшной тиф  … в числе зарегистрированных статистикой 187 человек, заболевших в 1900 г. в Ялте брюшным тифом, … оказался и глава государства. Рост числа заболеваний этой опасной болезнью вызвал тревогу городских властей, а от императора последовало указание «на настоятельную и неотложную необходимость принятия решительных мер к оздоровлению Южного берега Крыма». (Н.Н. Калинин, М.А. Земляниченко «Романовы и Крым»  Симф. Бизнес-Информ. 2002).
По указанию Императора была создана специальная комиссия – «Комиссия по оздоровлению Южного берега Крыма». Возглавил эту Комиссию сам Таврический губернатор В.Ф. Трепов. После этого сразу нашлись и деньги, и возможности для реконструкции ялтинского городского водопровода.
В 1902-1904 гг.  «Комиссия по оздоровлению ЮБК» приступила к выполнению работ по устройству Заречного водопровода, который предназначался «для обеспечения необходимым количеством питьевой воды бедного, преимущественно рабочего, населения Ливадийской слободки, Шеломе и Заречной части города в целях улучшения общего санитарного состояния этого района, находящегося в ближайшем соседстве с имением Его Императорского Величества «Ливадия».
 Был выполнен большой объем работ – в их числе к водоводу был присоединен источник «Припигади», проложен трубопровод от источника Учан-Су до Ливадийской слободки и проложены уличные магистральные водопроводные трубы. Каждый отрезок трубопровода подвергался испытаниям. Производилась проверка на прочность под давлением 15-17 атмосфер! Общее руководство проектом осуществлял отставной генерал-майор военный инженер А.Л. Бертье-Делагард.
Таким образом, я получил ответ на свой вопрос №1 – Почему и зачем?
Только каптаж самого истока р.Учан-Су, периодически пересыхающей в своем нижнем течении,  мог гарантированно обеспечить чистоту воды  для питьевых нужд населения и её количественную потребность исходя из расчетной нормы потребления воды на 1 человека равной 8 ведр. в сутки (96 л). Кроме того, такое высокое расположение каптажа и водовода от него позволяло присоединить к нему дополнительно каптаж еще одного мощного источника Припигади и соорудить  для них общий водомерный пункт.
А вот для того, чтобы ответить на другие  свои вопросы  «Как?», мне  с вами придется совершить специальную экскурсию-прогулку  на Каптаж 1904 г.

 

Ил. № 2. Карта маршрута гидростроителей + Карта маршрутов Бумбера.

 

Ялта, Учан-Су. Карта Бумбера

 

Начнем мы нашу прогулку из района водопада Учан-Су с Бахчисарайского шоссе.

 

 

Ил. №3.1. Щит штангеевской экотропы.

 

Щит штангеевской экотропы

 

 

Ил. №3.2. Щит штангеевской экотропы.

 

Щит штангеевской экотропы

 

Отсюда по Штангеевской тропе мы поднимемся до бывшей Большой поляны, поросшей ныне кривыми стволами больных деревцев с огромным камнем посередине,  на западном краю которой до сих пор зачем-то стоит давно пустая оленья кормушка. Никакие четвероногие рогатые олени сюда давным-давно не приходят при том количестве  двуногих и безрогих свиней, постоянно посещающих эту поляну, и оставляющих после себя здесь кучи мусора и грязные пятна кострищ вокруг.

 

Ил. №4.1-4 т. Большая поляна. Оленья кормушка.

 

 


Отсюда маршрут Штангеевской тропы уводит на север до перекрестка с началом  Таракташской гребневой тропы.  Мы же от пустой оленьей кормушки пройдем пару десятков метров в противоположном – южном направлении и сразу выйдем на широкую лесную дорогу, которую я называю Тропой или Дорогой гидростроителей. Она была проложена здесь еще в начале ХХ в.  с единственной целью – сначала для доставки труб и стройматериалов, а позже для обслуживания и эксплуатации подземного водовода, упрятанного под неё.  Вниз в ЮВ направлении дорога уводит нас к каптажу мощного родника Припогады (Припигади), воды которого как мы теперь уже знаем, вливаются в тот же Заречный водовод.
Так что на вопрос «Как  это стройка осуществлялось в те времена?» убедительно отвечает известная поговорка – «два татарина с лопатой заменяют эскаватор».  Разумеется, никакой ни малой, ни большой механизации тогда не было. Умная голова и умелые руки, вьючная лошадь да пассажирский ишак, широкая лопата да крепкое кайло – и дело, как говорится, само пошло.

 

 

Ил. №5. Строительство водопровода.

 

Строительство водовода

 

Но сегодня мы пойдем по этой дороге вверх. Недалеко. До ее первого поворота. Здесь мы дорогу оставим и продолжим  наш подъём далее без тропы и без дороги вверх по склону в направлении СЗ к т. Ресивер №3. Ваш внимательный взгляд должен заметить на этом подъёме фрагменты серпантина старой вьючной тропы, вдоль которой и была проложена сначала дорога, а затем -  водовод.
И вот мы уже подошли к прямоугольному бетонному «гробику» ресивера с чугунным люком сверху. Насколько я понимаю техническое назначение таких сооружений – это разгрузка водопроводной трубы от давления, которое неизбежно возникает при прокладке водовода по крутому горному склону. Если нам повезет прийти сюда весной в «большую воду», то можно будет увидеть удивительную картину, как легко и плавно вода приподнимает тяжеленную крышку люка, сбрасывая  избыток себя наружу.

 

Ил. №6 Ресиверы №№ 2,3. Сброс воды.

 

 

Ресивер 2

 

 

 

 

Ресивер 3

 

 

 


Всего таких сооружений на нашем маршруте будет три. Этот – самый нижний будем считать  №3.
Далее мы продолжим подъём в том же СЗ направлении по фрагментам старой тропы. Судя по обгорелым стволам редких одиноких  сосен-великанов, мы понимаем, что тропа над водоводом была  когда-то уничтожена сильным пожаром. Чуть выше середины подъёма мы пройдем мимо аналогичного ресивера №2, теперь наглухо забетонированного.
Я предполагаю, что это сооружение уже выведено из эксплуатации после замены старой секционной чугунки на стальную сварную трубу, выдерживающую большее давление.  Ёще выше ресивера №2 мы продолжим подъём по крутой тропе (здесь хорошо заметной) через кулуарную трещину, рассекающую нависающий над нами скальный обрыв. Подъём несложный и короткий.  И вот мы уже стоим над скальными воротами.


 

Ил. №7. Подъём через кулуар. Скальные ворота.

 

 

 


Далее до выхода на гребеневую Таракташскую тропу в т. Ресивер №1 старая  тропа гидростроителей  будет проходить по лесистому склону средней крутизны, прочертив по нему до сих пор хорошо заметные зигзаги серпантина. Подземный водовод  проложен естественно напрямик через эти зигзаги. Вдоль него был изначально сооружен ряд смотровых колодцев (вероятно когда-то снабженных люками, а сейчас просто забитых камнями) через которые можно слышать утробное журчание воды протекающей  в трубе.

 

 

Ил.№8. Склон и серпантин.

 

Гидротехническая тропа, забитый камнями смотровой колодец

Полотно старой тропы. Гидротехническая тропа

Забитый камнями смотровой колодец

Полотно старой тропы

 

 

Гидротехническая тропа, лесистый склон

Гидротехническая тропа, лесистый склон


В т. Ресивер №1 нас ожидает ложная развилка – заманчивый траверсный участок хорошо натоптанной тропы уходящей  в СЗ направлении неожиданно закончится тупиком на крутом травянистом склоне над отвесами ущелья Учан –Су.

 

 


Ил.№9. Ресивер №1 и виды вокруг

 

 

 

 


Поэтому из т. Ресивер №1 следует уходить по тропе вверх вдоль гребня до истинной развилки, расположенной буквально на 10 м выше по склону. Современный маршрут Таракташской тропы эту развилку игнорирует, продолжаясь  вдоль хребта, а упомянутый маршрут Г. Грабовского из Путеводителя Бумбера  столетней давности был проложен отсюда как раз траверсом на Каптажа 1904 г (Учан-Су, родники на истоках. Каптаж 1904 года. Исток Учан-Су).
Это наш сегодняшний путь и мы продолжаем его  по этой интересной и видовой тропе, с отдельных участков которой открываются виды вниз, в глубину ущелья р. Учан-Су и на крутые склоны пропастей вокруг. После развилки на хребте тропа сначала слегка уводит нас в западном направлении, а потом под прямым углом поворачивает на С-СЗ, пересекая в этот момент круто падающее ущелье правого притока Учан-Су,  промытое мощными водами карстового источника периодического действия  из пещеры Глиняная (кадастровый № 311-1). Арка входа в пещеру находится выше тропы, но не спешите туда подниматься – это только выход для воды, а входа для нас тут нет. Он забит глиняной пробкой.

 


Ил. №10. пещера Глиняная

 

 


Еще через сотню метров нас встречает страж  тропы – тысячелетний тис-патриарх с диаметром ствола не менее одного метра.

 


Ил. №11. Тис-страж тропы.

 

Тис-страж Гидротехнической тропы, истоки Учан-Су Тис-страж гидротехнической тропы, истоки Учан-Су
Тис-страж Гидротехнической тропы, истоки Учан-Су Тис-страж гидротехнической тропы, истоки Учан-Су

 

Этот тис растет под скалой над правым бортом еще одного правого притока Учан-Су. Приток образует ручей от такого же карстового источника периодического действия, как и предыдущий из Глиняной пещеры. В половодье нам приходится буквально проходить здесь сквозь водопад. А в межень в этом месте будут сухие скалы.


Ил.№12. Тропа сквозь водопад.

 

 

Гидротехническая тропа, водопад. Учан-Су Гидротехническая тропа, водопад. Учан-Су
Гидротехническая тропа, водопад Гидротехническая тропа, водопад 
 
Гидротехническая тропа, водопад. Учан-Су
 Гидротехническая тропа, водопад

 

 

И вот мы, наконец,  достигаем интересного гидротехнического сооружения весьма почтенного возраста – Каптажа (западного истока р. Учан-Су, Учан-Су, родники на истоках. Каптаж 1904 года. Исток Учан-Су) 1904 г. постройки.
Он представляет собою  крытую дугообразную водосборную галерею общей длиной около 18 м, в боковых стенах которой выполнен ряд отверстий для выхода воды в водосборный желоб, соединенный с трубой подземного водовода.

 


Ил. 13. Серия. Каптаж 1904 г.

 

 

 


Естественно, что от упоминаемого в описании Грабовского вместительного досчатого барака для рабочих-строителей каптажа, не осталось ни щепочки. Но площадка на левом борту  под вековыми липами, на которой он стоял, лежит на своем месте. А выше по склону над площадкой внимательный взгляд обязательно заметит кладку стеночки. Это крепида склона для защиты жилого сооружения и рабочей площадки от камнепадов.
Здесь у дверей Каптажа 1904 г. заканчивается  дорога гидростроителей, проложенная ради сооружения самого водовода, по которой мы шли до сих пор, и начинается  уже Гидротехническая тропа на яйлу,  по которой сюда спускались и поднимались инженеры-гидротехники для осуществления руководством работ.
Нет сомнения, что и сам Александр Львович Бертье-Делагард не однократно прошел по этой тропе. Смотрите внимательно под ноги – эта тропа до сих пор хранит следы великого инженера и ученого.
Участок Гидротехнической тропы от Каптажа 1904 г. длиной около 300 м (Бумбер, 150 саженей) возвращающий нас на хребет, по гребню которого поднимается современная Таракташская тропа, в т. Развилка троп, легко траверсирует серпантином достаточно крутой лесистый склон.

 


Ил. 14. Участок тропы выше каптажа 1904 г.

 

Гидротехническая тропа, выход на хребет Гидротехническая тропа на траверсе
Гидротехническая тропа, выход на хребет Гидротехническая тропа на траверсе
   
   
Гидротехническая тропа, старая маркировка Гидротехническая тропа, выход на хребет
Гидротехническая тропа, старая маркировка Гидротехническая тропа, новая маркировка

 


Ил. 15. т. Развилка троп в начале Гидротехнического хребта

 

Гидротехническая тропа, продолжение подъема Гидротехническая тропа, тропа на каптаж
Гидротехническая тропа, продолжение подъема Гидротехническая тропа, тропа на каптаж
   
Гидротехническая тропа, крутой сократ Гидротехническая тропа, старая табличка на сосн
Гидротехническая тропа, крутой сократ Гидротехническая тропа, старая табличка на сосне
   
Гидротехническая тропа. Тропа на Таракташ-Богаз Гидротехническая тропа. Хребет
Гидротехническая тропа. Тропа на Таракташ-Богаз Гидротехническая тропа. Хребет

 


Сто лет назад здесь стояла указательная веха Крымского горного клуба (КГК). Значительно позже на сосну зачем-то прибили железную табличку типа «Берегите лес от огня». Она и сейчас осталась на прежнем месте – ржавая и пустая, высокая и бессмысленная.
Дело в том, что реально здесь сейчас никакой развилки нет. А есть лишь продолжение правильной траверсной тропы от Каптажа, переваливающей здесь через гребень хребта и уходящей далее в ЮЗ направлении на Таракташ-Богаз. Современная гребневая тропа от т. Ресивер №1, приходящая в т. Развилка - это лишь крутой «олений» сократ, раздолбанный тысячами ног и достаточно неприятный как для спуска, так и для подъёма.
Но сто лет назад здесь развилка действительно была. Тропа  от Каптажа 1904 г. как бы продолжала этот «олений» сократ вверх по гребню хребта, который уже отсюда можно теперь называть Гидротехническим.

 

 Ил. 16. Серия. Гидротехнический гребень.

 

Гидротехническая тропа. Вид  из под  Уступа №1 на т. Развилка троп Гидротехническая тропаВид с Уступа №1
Гидротехническая тропа. Вид  из под  Уступа №1 на т. Развилка троп Гидротехническая тропа. Вид с Уступа №1
   
Гидротехническая тропа. От сосны с табличкой вверх Гидротехническая тропа. Первый снизу уступ  на Гидротехническом
Гидротехническая тропа. От сосны с табличкой вверх Гидротехническая тропа. Первый снизу уступ  на Гидротехническом
   
Гидротехническая тропа. Далекий город внизу Гидротехническая тропа, шпили Таракташа
Гидротехническая тропа. Далекий город внизу Гидротехническая тропа, шпили Таракташа
   
Гидротехническая тропа, подходы к Уступу №2
 Гидротехническая тропа, подходы к Уступу №2
   
Гидротехническая тропа. Скальные ступени лестницы на Уступ №3
Гидротехническая тропа. Скальные ступени лестницы на Уступ №3
  
Гидротехническая тропа. Панорама с Уступа №3
Гидротехническая тропа. Панорама с Уступа №3

 

 


Как бы продолжала  - потому что сама тропа по гребню Гидротехнического хребта была хоть и крутая, но явно не «оленья».  (Да и проложена она была, вероятно, за много веков до начала ХХ в. Но об этом разговор впереди). Однако сколько-то  пожаров и годы забвения  именно в ХХ в. сделали свое черное дело. От мягкого серпантина некогда разумно вписанной в крутой склон человеческой тропы  остались лишь отдельные ее фрагменты, которые до сих пор подсказывают нам, что все четыре скальных уступа, ожидающие  нас на подъёме, следует обходить только с южной стороны. С той стороны,  где вздымается к небу узорчатая стена Таракташского гребня по левую руку от нас на подъёме.

 


Ил. 17. Серия.  Верхний уступ.

 

 

 


Перед выходом на последний уступ мы войдем  в запутанный лабиринт ветвей, уцелевшего от пожаров, высокогорного леса. Тропа вдоль Гидротехнического гребня по-настоящему  крутая – видовая и короткая.  Не очень спешный подъём с частыми фотосессиями и записью маршрута от т. Развилка троп до т. Видовая (верхний  скальный уступ) у меня занял не более 30 мин.   А виды, открывающиеся с верхней площадки над уступом на высоте 1132 м., отвесно обрывающейся здесь в пропасть, из стены которой значительно ниже извергаются карстовые истоки р. Кримасто-Неро (греческий вариант названия Учан-Су), неповторимо огромные и прекрасные. Впервые попадая в т. Видовая, можно ошибочно предположить, что наш подъём здесь заканчивается. Вокруг нас уже яйла.

 


Ил.18. Нижняя яйла и девственный лес.

 

Гидротехническая тропа. Нижняя яйла Гидротехническая тропа. Нижняя яйла
Гидротехническая тропа. Нижняя яйла Гидротехническая тропа. Нижняя яйла
   
Гидротехническая тропа. Нижняя яйла
Гидротехническая тропа. Нижняя яйла
   
Гидротехническая тропа. Фрагменты старой тропы в лесу Гидротехническая тропа. Фрагменты старой тропы в лесу
Гидротехническая тропа. Фрагменты старой тропы в лесу Гидротехническая тропа. Фрагменты старой тропы в лесу

 

 
В этом заключается очередная изюминка нашего маршрута. Это еще не основная яйла, а лишь ее  участок, сползший сюда в результате древнего оползня. Выше нас еще ожидает крутой проход через скальный обрыв настоящей яйлы. Но отсюда с луговой спины верхнего уступа скалы почти не видны. Они закрыты участком мощного девственного леса, проходя через который мы опять натыкаемся на фрагменты полотна очень старой дороги. Даже сейчас заваленные буреломом и замытые грунтовыми оползнями эти участки дают нам понять, что когда-то, вероятно еще задолго до начала ХХ в., через этот лес проходила еще одна древняя тропа ныне полностью забытая и заброшенная.
Полка  тропы через перевал  настолько заросла сейчас колючим шибляком, что хоть и различима, но не проходима даже для диких козликов, путаными и крутыми тропками которых мы воспользуемся для обхода этого участка и выхода на основную яйлу в верховьях оврага на высоте около 1210 м. между кажущимися отсюда невнятными горками Шапка-Кая (1233 м.) и Ай-Валентя (1285 м.), расположенными соответственно немного южнее и немного севернее нашего одноименного с последней возвышенностью Богаза.

 

 Ил. №19. Богаз Ай-Валентя, основная яйла.

 

Гидротехническая тропа. Богаз Ай-Валентя
Гидротехническая тропа. Богаз Ай-Валентя
   
Гидротехническая тропа. Заросший спуск с Яйлы Гидротехническая тропа. Заросший спуск с Яйлы
Гидротехническая тропа. Заросший спуск с Яйлы Гидротехническая тропа. Заросший спуск с Яйлы 

 

 

Гидротехническая тропа под верхом. Козьи тропки

 

 

 

 

Ялтинская яйла

 

 

 

 


И только стоя здесь в воротах горного прохода Богаза Ай-Валентя, можно с удивлением осознать странную символическую связь между его средневековым греческим названием (лат. valens (родительный падеж valentis) — «здоровый, сильный») и  санитарно-гигиеническим назначением водовода начала ХХ в, проложенного по маршруту древней тропы Святого Валентина.

 

Михаил Татарин. Апрель-Ноябрь 2015 г. Ялта-Одесса.

Прочитано 5879 раз Последнее изменение Четверг, 28 сентября 2023 18:07