Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Джурла, дорога с Южной Демирджи

Джурла, дорога с Южной Демерджи

Дорога, ведущая с Южной Демирджи в урочище Джурла имеет две основные ветви: нижнюю, тупиковую, приводящую к соснякам на правом борту низовий долины под верхними водопадами, и верхнюю спускающуюся к Холодному озеру на Верхней Джурле. От озера дорога вновь набирает высоту на перевальную седловину Богаз-Таш-Хобах.

На массиве Южной Демирджи южный край дороги ответвляется от основной дороги, ведущей с перевала Богаз-Таш-Хобах на вершину, в точке 1 (44° 45.524'С 34° 24.724'В). На хребте правого борта долины Джурлы, в точке 3 (44° 45.905'С 34° 25.119'В), на краю поляны и сосновых посадок, находится развилка: западное направление выводит на Верхнюю Джурлу, а северо-восточное — к верхним водопадам Джурлы (смотри: Джурла. Водопады, фото и описания). В этом районе к дороге привязан ряд троп; юго-западнее развилки к ней в точке 2 (44° 45.694'С 34° 24.884'В) присоединяется тропа со стороны вершины Южной Демирджи, несколько выравнивающая путь по плато массива вдоль самой кромки леса (южное начало тропы: 44° 45.310'С 34° 24.743'В). Затем, уже после развилки, на северо-восточной ветке, есть тропа сокращающая петлю дороги при входе в овраг (точка 4 верх тропы 44° 45.914'С 34° 25.230'В; точка 5 низ тропы 44° 45.868'С 34° 25.314'В); именно вдоль дна этого оврага дорога и приводит к соснякам на дне ущелья к точке 6 (44° 45.992'С 34° 25.566'В). В этом месте есть небольшой домик когда-то стоявшей тут коши. Существует и еще одна тропа, в настоящее время заброшенная, остатки которой еле заметны в лесу. Она идет прямо по хребту, отделяясь от северо-восточной дороги на первом же после развилки двух дорог повороте, с которого открывается живописный вид на Джурлу (точка 7 44° 45.947'С 34° 25.212'В). В верхней части тропы совершенно не видно. Спуск по ней надо начинать прямо с поворота дороги по покрытому травой склону просто вниз до лиственного леса, а в лесу уже можно различить то, что осталось от когда-то хорошо нахоженной тропы. Выведет эта тропа на верхнюю тропу, ведущую к Верхней Джурле правым бортом долины поляны Орта-Алан (точка 8 44° 45.994'С 34° 25.374'В). Если через 130 метров ниже в точке 9 (44° 46.016'С 34° 25.465'В) оставить тропу на Верхнюю Джурлу и продолжить движение вниз в том же направлении, мы в точке 10 (44° 46.052'С 34° 25.508'В) выйдем на нижнюю тропу, ведущую к Верхней Джурле по дну Орта-Алан, а затем — к броду через ручей уже над верхними водопадами Джурлы. Западная ветка через 270 метров после развилки в точке 3 приведет на поляну Верхней Джурлы, откуда через 460 метров с подъемом выведет на перевал Богаз-Таш-Хобах. С этой же перевальной седловины есть более короткая (400 метров) тропа на Верхнюю Джурлу, дублирующая дорогу правым бортом неглубокого оврага, и выводящая к южному берегу Холодного озера и роднику Суат-Чешме.

Верхний край короткой тропы с Южной Демирджи

Короткая тропа с Южной Демирджи

Нижний край короткой тропы с Южной Демирджи

Верхнее начало дороги с Южной Демирджи

Дорога с Южной Демерджи выше развилки

Развилка на дороге с Южной Демерджи

Дорога с Южной Демерджи, ветка на Верхнюю Джурлу

Дорога с Южной Демерджи, ветка к водопадам Джурлы

Дорога с Южной Демерджи, ветка к водопадам Джурлы, тропа срезающая крутой поворот

Дорога с Южной Демерджи, ветка к водопадам Джурлы, поворот, с которого вела прямая тропа к поляне Орта-Алан

Прямая тропа к поляне Орта-Алан включая участок верхней тропы на Верхнюю Джурлу

Дорога с Верхней Джурлы на перевал Богаз-Таш-Хобах

Тропа с Верхней Джурлы на перевал Богаз-Таш-Хобах

Дорога с Южной Демерджи на Джурлу. Трэк маршрута Трэк маршрута в формате kml. Скачать.