Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Самота. Поворот на Мисхор. Остановка общественного транспорта на Южнобережном шоссе.

«Поворот на Мисхор» — остановка общественного транспорта на Южнобережном шоссе над поселком Кореиз (с 1958 года Мисхор включён в состав пгт. Кореиз), возле поворота асфальтовой дороги в поселок. Раньше остановка преимущественно именовалась Самота по названию участка Кореиза. Изначально же такое название происходит от топонимов относящихся к протекающему по этому участку склона ручью — Аксамотук-Дере или Асамоту-Дереси, а также возвышенности Асамоту или Самота (топонимическая схема И.Л. Белянского). 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз поднимается на Ай-Петри от остановки общественного транспорта на Южнобережном шоссе  «Поворот на Мисхор» или Самота и выводит наверх к одиночной сосне «Самолет», памятнику природы с 1964 г., району, где находятся верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» со стоянкой для машин и видовыми площадками и Зубцы Ай-Петри. Историческое название тропы — Пелаки-Богаз. Такое название мы находим в топографической карте Бетева и в описании Меркулова. Неправильное название Мисхор-Богаз или Мисхорский богаз относится к перевалу Ай-Петри Нижний и было соотнесено с Пелаки-Богазом, скорее всего, Григорием Москвичем. В нижней части современный маршрут тропы (красная линия на схеме — установленный Ялтинским заповедником) проходит по пожарным дорогам сосновых лесов с относительно умеренным уклоном. Ближе к скалам, где крутизна склона возрастает, есть 2 родника: нижний Сасых-Текне с местом отдыха, но поврежденный оползнем и верхний Баба-Али-Текне. Установленный заповедником маршрут их обходит с востока, но другой смежный вариант маршрута (желтая линия на схеме) проходит через них. В этих местах, где крутизна склона становится занчительно больше, чем в нижней части уже есть элементы оборудования тропы под велотрек: мостики, трамплины и насыпи-бордюры. Основной этап подъема Кореизской тропы начинается обходом с восточной стороны скалы Пляки или Воронья, которая и дала первое название этому перевалу: Пелаки-Богаз. Повернув к западу тропа выходит на полку над скальным обрывом Вороньей и к зрелищному участку подъема с хорошими видовыми площадками. Дальнейший подъем проходит вдоль крутого скалистого отрога обрывающегося в сторону моря вначале скалой Пляки или Воронья, а выше  — Ай-Петринской стеной. На этом этапе особенно много всевозможных оборудованных для горных велосипедов элементов. Заканчивается подъем на видовой площадке в верхней части отрога, к сосне «Самолет». Рядом находится верхняя станция канатной дороги, напротив — Зубцы Ай-Петри
В цепочке основных горных перевалов южных склонов западной части Главной гряды Крымских гор Кореизская тропа находится между автомобильным перевалом Ай-Петри Нижний с севера и Малай-Богаз с юго-запада. Между Кореизской тропой и вершиной Зубцы Ай-Петри расположен спортивный перевал Ай-Петри Восточный, чуть дальше, между вершинами Зубцы Ай-Петри и Ай-Петри Западная еще есть перевал Ай-Петри Западный, но он имеет альпинистскую категорию. 

 

 

 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Файлы с треками и точками форматов gpx, kml и kmz одним архивом: aj-petri-koreizskaya-tropa.zip

 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Схема

 Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Схема

 

 Нижняя часть тропы между подножием крутого слона и Южнобережным шоссе

 

У подножия подъема

 

Основной подъем через скалу Пляки (Воронья)

 

Выход наверх

  

Сосна "Самолет"

 

 

 

 

Нижняя часть тропы между подножием крутого слона и Южнобережным шоссе

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

У подножия подъема

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

Основной подъем через скалу Пляки (Воронья)

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

Выход наверх

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

 

Сосна "Самолет"

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 Камдерек — перевал над Ялтой

 

Тропа через перевал КАМДЕРЕК: потерянная во времени и пространстве.

Автор описания Михаил Леонтьев (Татарин)

«… Под выражением «перевал» в горном туризме… подразумевается путь пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевал должен удовлетворять логической обоснованности и безопасности пути. Перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела. По соображениям простоты и безопасности могут осуществляться подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта…»
(Закалдаев Н.В. Пешком по Крыму: Перевалы Горного Крыма. Вып. 2.-К.: Атика, 2005)

Ай-Петри Нижний — перевал над Ялтой на автодороге «Бахчисарай – Ялта». Скала Шишко. Поселок Охотничье

Ай-Петри Нижний — под таким названием в материалах И.Л. Белянского обозначена точка выхода автодороги «Бахчисарай – Ялта» со стороны Ялты на кромку Ай-Петри. Белянский отличает его от «ответного» ему перевала на той же дороге Ай-Петри Верхний, с которого она начинает спуск по северным склонам гор вдоль правого борта ущелья Алмылых-Узень в сторону поселка Соколиное и к нижнему входу в Большой Каньон Крыма. Именно к северному перевалу Ай-Петри Верхний, где находится высшая точка автодороги «Бахчисарай – Ялта» (правда незначительно превосходящая Ай-Петри Нижний), Белянский относит название Айпетринский перевал, тем самым отдавая преимущество высотной характеристике. Народ же отдает предпочтение перевалу Ай-Петри Нижний верхнего просто не замечая. Тому есть причины: здесь находится великолепная видовая площадка — скала Шишко, инфраструктура с рядом кафе в переделах поселка Охотничье, поворот асфальтной дороги к главной по красоте вершине — Зубцы Ай-Петри и канатной дороге «Мисхор – Ай-Петри» (там находится верхняя станция канатной дороги) и развилка на грунтовую дорогу к перевалу Таракташ-Богаз, южное начало которой перекрывает кордон Ай-Петри.
Весной 2024 года начался процесс сноса домов поселка Охотничье, смотри фото ниже.

Пендикюль — родник возле Пендикюльской шоссейной казармы на автодороге «Бахчисарай – Ялта»

Пендикюль — родник рядом с крутым поворотом верхнего серпантина автодороги «Бахчисарай - Ялта», к западу от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка). Воду этого родника использовала Пендикюльская шоссейная казарма, живописные развалины которой находятся тут же. Его водой был запитан фонтан у подпорной стенки казармы на обочине дороги. Родник был каптирован, горловина железобетонного водосборного коллектора огорожена секциями сетчатого забора.

Пендикюльская шоссейная казарма на автодороге «Бахчисарай – Ялта»

Пендикюльская шоссейная казарма к западу от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка) на крутом повороте автодороги «Бахчисарай – Ялта» была построена в 1887-ом году. Ее стены, подпорная стена и лестница исполнены тесаным с фаса и рустованым камнем, стилизующем стену под "дикарный" камень. Фасад основного строения прикрывает ряд из шести могучих старых тисов. Сохранность стен строения, укрепленных сверху бетонным поясом 100%.

Пендикюль — перевал и вершина над Ялтой. Серебряная беседка

Пендикюль — перевал и вершина над Ялтой, под южными обрывами Ай-Петри. Рядом проходит автодорога «Бахчисарай – Ялта» в честь окончания строительства которой в конце XIX века тут устроили видовую площадку. В 50-х годах ХХ века рядом возвели ротонду, известную теперь как Серебряная беседка (вроде бы по цвету первоначально покрывавшей ее серебрянки).

Ай-Петри — кордон возле поселка Охотничье и скалы Шишко. Место отдыха и туристической стоянки

Кордон Ай-Петри расположен у кромки яйлы над Южным берегом Крыма к северу от поселка Охотничье, перевала Ай-Петри нижний, где находится видовая площадка скала Шишко и самой знаменитой вершины живописной Зубцы Ай-Петри.  Рядом с кордоном, на краю обрыва, с видом на Ялту в небольшой балке находится колодец с водой, а рядом с ним в свое время было устроено место отдыха и туристическая стоянка. Воду можно было набрать рядом, в небольшой балке, где находится колодец, дрова за умеренную плату выдавал лесник. Теперешнее положение дел мне неизвестно.

 По проволоке («По ЛЭП», Гаспра-Богаз или Ягодка) — гребневая тропа, связывающая кромку Ай-Петри и гору Пендикюль

«По проволоке» — гребневая тропа, связывающая кромку южную кромку Ай-Петри рядом с коттеджным поселком Охотничье, где расположен кордон Ай-Петри, колодец с водой и верхний край тропы Гаспра-Богаз с горой Пендикюль (Серебряная беседка). Ее иногда неправильно называют тропой Гаспра-Богаз или Ягодка, с которой она совпадает своим верхним краем, так что я и эти названия поместил в титул материала для облегчения его поиска в сети. Встречал также название «по ЛЭП» («по проволоке» так же не моя выдумка). Дополнительные объекты рядом: бетонный резервуар с источником возле кордона Ай-Петри и остатки чего-то похожего на водо(снего)накопитель и фундаменты какого-то строения.

Гаспра-Богаз (Ягодка) — старая тропа на Ай-Петри от горы Пендикюль. Район перевала Ай-Петри нижний

Гаспра-Богаз — старая тропа, поднимавшаяся на Ай-Петри с Южного берега, очевидно, из Гаспры, через район горы Пендикюль. В настоящее время частично срезана автодорогой «Бахчисарай - Ялта», частично сохранилась в промежутках между серпантинами дороги и полностью — на верхнем участке, от восьмого сверху крутого поворота автодороги до выхода на Ай-Петри восточнее коттеджного поселка Охотничье и перевала Ай-Петри нижний (скала Шишко). Ягодка — название тропы (или направления) связывающего рассматриваемый район с автодорогой «Бахчисарай - Ялта» ниже Учан-Су.
В верхней части, от района горы Пендикюль (Серебряная беседка) тропы Ягодка и Гаспра-Богаз частично совпадают, выходя на яйлу разными путями. Тропы разделяются в круто падающих верховьях оврага Холодная балка на её правом борту.
«…Перед ущельем тропа раздваивается. Левая юго-западная узкая пешеходная тропка приводит минут через 8 к краю яйлы около скалы Шишко, откуда до Ай-Петринской шоссейной казармы минуты 3 ходьбы. Правая же более удобная верховая тропа приводит, проходя мимо маловодного родника, на яйлу к Гаспра-Богазу…» (Сборник ЯО КГК. Подробное описание пешеходных и верховых экскурсий. №7. От Пендикюльской шоссейной казармы к Ай-Петринской шоссейной казарме мимо скалы Шишко. 1903 г.). 

В 60-е годы прошлого века пешеходная тропка на скалу Шишко, оборудованная сотрудниками Ялтинского ДЭУ и кордона Охотничий для собственного безопасного спуска (установлены столбики-вехи ярко желтого цвета, хорошо заметные в тумане), получила ласковое неофициальное название – «ЯГОДКА»: столбики, обозначающие тропу Ягодка.

Выход на Ай-Петри тропы Ягодка был пешеходной веткой Гаспра-Богаза. При этом есть веские основания полагать, что топоним Мисхор-Богаз (Мысхор-Богаз) позже отнесенный к перевалу Пелаки-Богаз (Кореизская тропа) обозначал ветку перевала Гаспра-Богаза выводящую на плато где-то в районе нынешнего перевала Ай-Петри нижний. Во всяком случае топограф Бетев в свой карте указывает Мысхор-Богаз именно в этом месте, тем самым разделяя старый Мысхор-Богаз от Пелаки-Богаза, которому сейчас соответствует Кореизская тропа, и, возможно, локализуя его настоящее местоположение. В путеводителе Евгения Еленина «Ялта и окрестности» 1901 года, вышедшего уже после прокладки шоссе «Бахчисарай – Ялта», Мисхор-Богаз указан напротив (северо-восточнее) Ай-Петринской шоссейной казармы (т.е. в направлении перевала Гаспра-Богаз) и судя по всему в непосредственной от нее близости.

Верхний край тропы расположен в районе, где находится место отдыха (тур. стоянка), кордон Ай-Петри, колодец с водой и выход на Ай-Петри короткой тропы от горы и перевала Пендикюль (Серебряная беседка) с участком преодоления склона «по проволоке».