Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Французская дорога Ай-Димитрий – Ховалых – Малый Бабулган и ее ответвления. Район Узунджи, Чайного домика и Орлиного залета

Французская дорога Ай-Димитрий – Ховалых – Малый Бабулган и ее ответвления. Район Узунджи, Чайного домика и Орлиного залета

В средней части ущелья Ховалых (Мертвое ущелье), а так же на западном отроге водораздельного массива Ховалых – Ай-Димитрий Топшанара Курлю-Бурун – Сандык-Баир есть ряд троп и дорог, соединяющих Малый Бабулган, разные участки дна ущелья Ховалых и урочище Ай-Димитрий. Основным путем этого района является Французская дорога, в первую очередь о ней, а так же связанных с ней тропах сейчас и пойдет речь

 


Французская дорога.


Описание Французской дороги с востока на запад, от Малого Бабулгана к Ай-Димитрию


На большем своем протяжении Французская дорога лежит в бассейне ущелья Ховалых. Она проложена от полян Малого Бабулгана через Ховалых ниже Солдатского озера к урочищу Ай-Димитрий. Дорога достаточно старя, с крепидами; по ней проходит туристическая тропа, а для машин она доступна разве что на участке в районе Ай-Димитрия и на дне Ховалыха (хотя зная как знать; где сейчас только не катаются...).


Со стороны Малого Бабулгана на Ховалых дорога спускается по неглубокому распадку, выходя на дно в точке 16 ( 44° 29.728'С;  33° 55.831'В). Еще один «рукав» дороги выходит чуть ниже, в точке 17 ( 44° 29.720'С;  33° 55.686'В). В верхней части этого куска дороги есть участок скал, нависающих над ее обочиной. Дорога тут идет достаточно полого, закладывая несколько плавных петель по лесу. Со стороны склона ее обочины местами усилены крепидами.

Начало Французской дороги от полян Малого Бабулгана

 

 

 

Спуск Французской дороги от полян Малого Бабулгана на Ховалых

 

 

Поворот Французской дороги с Ховалыха на Малый Бабулган

 

 

 

После спуска на дно Ховалыха путь пролегает вдоль донного оврага вниз до точки 18 ( 44° 29.704'С;  33° 55.614'В), где Французская дорога покидает Хоавлых начиная косым траверсом забирать на склоны ущелья — это верхняя ветвь дороги на Ай-Димитрий. Еще одна ветвь, отходит в том же направлении несколько ниже, что бы соединиться в одну дорогу с верхним в точке 19 ( 44° 29.664'С;  33° 55.367'В)

 

Ховалых ниже поворота на участок Французской дороги в сторону Малого Бабулгана

 

 

 

Поворот на Французскую дорогу в сторону Ай-Димитрия, верхняя ветка

 

 

 

Поворот на Французскую дорогу в сторону Ай-Димитрия, нижняя ветка

 

 

 

Французская дорога развилка двух вариантов выхода на Ховалых со стороны Ай-Димитрия, точка 19

 

Французская дорога развилка двух вариантов выхода на Ховалых со стороны Ай-Димитрия, точка 19

 

Кстати, в этом районе на противоположный, левый склон ущелья Ховалыха косым траверсом с подъемом в направлении запад – юго-запад уходит какая-то очень давно заброшенная горная тропа. Продолжение ее на склонах, особенно в районе каровых полей не внятно.

Первые несколько десятков метров от Ховалыха Французская дорога проделает по лесу, после чего выйдет на открытые косогоры и плавно наберет высоту до верха юго-западного безымянного отрога Топшанара. Пройдя участок по верху отрога, спустится косым траверсом вниз, на поросший лесом правый овраг Ховалыха. На этом участке Французская дорога ровная и широкая, её бровка со стороны склона усилена крепидами.
Когда-то, в сентябре 1999 года, даже пришлось заночевать под небольшой грядой скал в районе горизонтального отрезка на отроге Топшанара.
Спустившись в широкую донную часть правого оврага Ховалыха, дорога как бы теряется, от нее остается только тропа, порой достаточно слабая. Ведет тропа по дну оврага вниз.

 

Французская дорога на участке юго-западный отрог Топшанара - Ховалых

 

 

 

Французская дорога на перегибе юго-западного отрога Топшанара

 

 

 

Французская дорога на участке юго-западный отрог Топшанара - Ховалых, ночевка на отроге

 

 

 

Французская дорога на участке юго-западный отрог Топшанара - правый овраг Ховалыха

 

 

 

Французская дорога на дне правого оврага Ховалыха

 

 

 

Правый овраг Ховалыха, начало подъема Французской дороги на правый борт оврага в сторону Ай-Димитрия

 

 

 
Этот овраг представляет собой кратчайший и достаточно простой спуск вниз, на дно Ховалыха, к подножию водопада Зеленый или Мох, но об этом ниже.


Через несколько десятков метров начнется подъем на правый склон оврага и снова потянутся обширные поляны с мелкими кустарниками, раскидистыми одиночными деревьями можжевельника древовидного, небольшими выходами скал и красивыми панорамами. Видимо из-за того, что местность тут достаточно ровная, серьезных работ по облагораживанию на этом участке дорожные строители не проводили, так что теперь дорога тут видна недостаточно четко. Однако стоит набрать высоту к седловине Курлю-Буруна, и войти в лес, как мы вновь окажемся на добротном дорожном полотне. Подъем закончен, 250 метров по лесу и на небольшой поляне будет развилка — точка 20-1 «седловина Курлю-Бурун» (44° 30,1690'С;  33° 54,9710'В). Более слабое направление на запад — дорога через пологую вершину Курлю-Буруна в низовья Ай-Димитрия, о ней поговорим позже, а Французская дорога уходит по лесу вниз, к обширным луговинам на левый приток Ай-Димитрия — Кызылчик-Дере. Рядом с северной оконечностью дороги находится мощный оборудованный родник Текне. Развилка дорог Ховалых - Ай-Димитрий и Французской — точка 20-2 (44° 30,4758; 33° 54,6966).

 

Французская дорога северо-западнее правого оврага Ховалыха

 

 

 

Французская дорога. Небольшая поляна с развилкой на Курлю-Бурун

 

 

 

Спуск на Ай-Димитрий от поляны с развилкой

 

 

 

Начало Французской дороги в районе Ай-Димитрия возле родника Текне

 

 

 

Большие луговины Ай-Димитрия на которые спускаются дороги Ховалых - Ай-Димитрий и Французская, развилка этих дорог.

 

 

 

Родник Текне, основной выход выход, нижняя плотина с пятью трубами.

 

 



Французская дорога может быть удобна, если необходимо увязать Ай-Димитрий с Чайным домиком, Малым Бабулганом или турстоянкой и кордоном «Данила».


Название дороги связывают с Крымской войной ХIХ века, что меня несколько озадачивает.


На карте Французская дорога показана красным пунктиром.

 

 


 
Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый (Мох)

 


Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый или Мох в точке с координатами ( 44° 29.858'С;  33° 54.750'В) позволяет срезать самую неудобную часть ущелья, лежащую выше уступа с водопадом обойдя её по Французской дороге, которая пресекает это овраг, уходя на его левый борт в точке 20 с координатами  44° 29.951'С;  33° 55.283'В.

Правый овраг абсолютно сухой, и не имеет и следов донного водотока, тропы на нем не просматривается, а те, что имеются на левом склоне нижней части, очевидно, натоптаны животными.

Овраг перегораживает скальная гряда; раньше я её проходил правым берегом, преодолевая небольшой участок простых скал, однако в августе 2012 года обнаружил «калитку» в скалах на левом борту оврага. Нижняя часть «калитки» достаточно крутая, верх же представляет собой узкую 1 – 1,5 метра шириной полку. Обход сложности не представляет.

Координата «калитки»:  44° 29.933'С  33° 55.063'В, другой вариант:  44° 29.928'С  33° 55.055'В.


На карте условная тропа по правому оврагу обозначена светло-оранжевым пунктиром.

 

Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый (Мох)

 

 

 

Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый (Мох) ниже скальной гряды, 2012 год

 

 

 

Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый (Мох) полка над скальной калиткой, 2012 год

 

 

 

Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый (Мох) выход с калитки выше скальной гряды, 2012 год

 

 

 

Правый овраг, соединяющийся с Ховалыхом (Мертвым ущельем) возле водопада Зеленый (Мох) выше скальной гряды, 2012 год

 

 


 
Дорога через Курлю-Бурун на Ай-Димитрий

 


Дорога через Курлю-Бурун на Ай-Димитрий является западным ответвлением от Французской дороги, отделяющимся от нее на небольшой поляне седловины Курлю-Бурун в точке 20-1 (44° 30,1690'С;  33° 54,9710'В). Набрав незначительную высоту на пологую возвышенность Курлю-Буруна она выходит на поляны, забирает немного к северу и начинает спуск к ручью Ай-Димитрий. В этом месте надо быть внимательным, потому, что можно по ошибке уйти в левый поворот, уводящий к юго-западу. Эта дорога полностью мною не разведана, о ней читай ниже, в разделе «Спуск на Уч-Голь с Курлю-Буруна».

На полянах, летом, среди высокого травостоя, или зимой под снегом, дорога может теряться, пользуются ей не много, и натоптанной тропы нет. Пройдя среди отдельных групп кустарников по полянам северных склонов Курлю-Буруна, дорога начнет спуск через плотные заросли шибляка, преодолевая их по небольшой дуге. Прямо через заросли эту дугу срезает короткая тропа (верхний край — точка 21 ( 44° 30.175'С;  33° 54.661'В, фотография поворота: спуск с Курлю-Буруна к нижним полянам. Поворот на сокращенку.), нижний край — точка 23 ( 44° 30.181'С;  33° 54.566'В, фото нижнего края короткой тропы на спуске с Курлю-Буруна). В этих местах она становится значительно четче, но, выйдя на очередную луговину, может снова затеряться в высокой траве. На лугах есть несколько развилок: точка 22 ( 44° 30.151'С;  33° 54.593'В, см. фото поворота), здесь я выбирал направление ближе к западному, хотя и север, скорее всего, даст тот же результат, в точке 24 ( 44° 30.242'С;  33° 54.502'В), где подходит тропа с южного направления, тут сохраняем направление движение неизменным. Скоро поляна закончится, войдя в лес, тропа немного заберет на юго-запад и состыкуется с главной тропой, проложенной вдоль левого берега ручья Ай-Димитрий. В конце концов, если по каким-то причинам стало проблемно ориентироваться, просто идите по полянам вниз, до пересечения с основной тропой. Теперь сама долина Ай-Димитрия, вместе с озером, родником и кордоном осталась от нас к востоку. Точка соединения троп на ручье имеет номер 25 (  44° 30.286'С;   33° 54.229'В). Данный путь интересен разве что  в целях обхода кордона лесника. Особой экономии времени он не дает.

На карте дорога показана красным штрих-пунктиром, как и Французская.

 

Подъем на Курлю-Бурун со стороны Французской дороги, от поляны с развилкой

 

 

 

Поляны у вершины на Курлю-Буруна  Поляны у вершины на Курлю-Буруна

 

 

 

Спуск с Курлю-Буруна по полянам в низовья Ай-Димитрия

 

 

 

Точка соединения троп на ручье

 

 

 


Спуск на Уч-Голь с Курлю-Буруна



Уч-Голем Белянский называет некий объект в ущелье Ховалых (Мертвое ущелье) близкий к Сухому водопаду. Возможно это какие-то ванны в русле под водопадом, включая его водобойный колодец, по крайней мере, так можно попробовать объяснить топоним Уч-Голь в переводе означающий «Три озера».

Спуск в тот район правым бортом ущелья из района Курлю-Буруна, от Французской дороги, вполне возможен и осуществим, и даже, в некоторой степени, оправдан. Такой вариант позволяет в значительной мере срезать всю «зубодробилку» каменистого дна Ховалыха обойдя его гребневой дорогой. Но есть недостаток: троп в этом направлении нет, хотя когда-то они тут были. Мало того, какие-то дороги, выводящие на траверсы низовий Ховалыха, и даже на Узунджу к роднику Суук-Су, там показаны, но на деле ничего найти не удается. Надо иметь в виду, что склоны ущелья там весьма крутые, с осыпями, зарослями колючих кустов и можжевельника.


Этот участок мы проходили начиная от распадка между южным отрогом Курлю-Буруна и его юго-западным отрогом Сандык-Баир (название по Игорю Белянскому). Местность сверху представляет собой поляны, перемежающиеся с группами кустов и можжевельника. На спуске преобладает в основном можжевельник, чьи нижние сухие ветви порой очень мешают проходу. Уклон спуска достаточно ощутимый, местами с осыпью. В нижней части вдоль правого склона ущелья Ховалыха (Мертвого ущелья) по осыпям идет траверсная тропа. Спуск приводит на участок дна ближе к верховьям Сухомуго водопада, верхняя же часть тропы лежит на привершинных полянах Курлю-Буруна, и представляет собой ответвление от некой дороги в свою очередь ответвляющейся от дороги направления «через Курлю-Бурун на Ай-Димитрий».

 

На карте вариант обозначен синими точками

 

На привершинных полянах Курлю-Буруна

 

 

 

Путь на дно Мертвого ущелья (Ховалыха)

 

 

 

Тропа над руслом нижней части Ховалыха (Мертвого ущелья) между водопадами Зеленый и Сухой в районе урочища Уч-Голь

 

 

 

Поляны на западных склонах Сандык-Баира

 

 

 

Путь на Ай-Димитрий

 

 

 

Орлиный залет (Седам-Кая) — Ай-Димитрий. Карта района

 

Орлиный залет (Седам-Кая) — Ай-Димитрий. Карта района

Прочитано 6413 раз Последнее изменение Воскресенье, 06 декабря 2015 18:30