Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Беседка ветров на Гурзуфской яйле — одно из самых знаменитых и зрелищных современных строений в Крымских горах. Подножие скал Беседки ветров. Тропы на Гурзуфскую яйлу района Беседки ветров (Шаган-Кая)

  • Posted on:  Пятница, 30 ноября 2001 02:00
  • Автор  Валентин Нужденко

 Беседка ветров на кромке Гурзуфской яйлы

Беседка ветров, возведенная по инициативе Н.С Хрущева в 1956-ом году на обрыве Гурзуфской яйлы возле Гурзуфского седла и второй по высоте вершины Крыма Демир-Капу, является, наверное, самым известным современным зрелищным строением в Крымских горах. Живописна и сама скала, на которой стоит беседка, поверхность которой прорезают несколько глубоких разломов. Своей «славой» Беседка ветров давно уже поглотила все указанные на схеме И. Белянского названия, когда-то относившиеся к этому скальному мысу: Хасар, Шаган-Кая, Сырым, Демир-Алка, Эгер-Хая, Хасыр-Кая. Белоснежный купол со шпилем на восьми белых колоннах, мозаичная роза ветров на полу, белоснежные парапеты перил и столик с двумя скамьями — вот весь ансамбль, так волнующий местных и приезжих туристов. Периодически здесь находится пост охраны заповедника.

Юго-западнее Беседки ветров, на плато, в небольшой воронке расположены остатки двух достаточно крупных строений, возможно, коша. Рядом с развалинами под скалой лежит крупный клепаный металлический ящик или короб. От этих развалин вниз, очевидно, к Катькиному озеру, уходит пожарная дорога (точки «развалы двух строений» и «пожарная дорога 2»).
Восточнее развалин вниз, на склон Гурзуфской яйлы уходит еще одна пожарная дорога ("пожарная дорога 3"). Пройдя перегиб яйлы, пожарная дорога спускается на небольшую поляну на опушке леса и заканчивается. Рядом с ней в неглубоком овраге находится слабый родник, а к юго-западу от него развал небольшой ветрозащитной стенки под скалой, смотри: родник  Борисыча. К этой поляне, занимающей широкую горизонтальную полку на склоне, из верховьев Авунды, от Катькиного озера, траверсом склона Гурзуфской яйлы когда-то шла местами еще различимая тропа, ближе к озеру на траверсе есть пожарная дорога, которая потом уходит на яйлу. С поляны по гребневой части хребта она уходила вниз по крутому склону, после чего закладывала траверс к северу и опять уходила вниз. Мой трэк лишь иногда совпадает со старой тропой, так как в ней сейчас нет никакого смысла: тропа на склоне уже практически не видна, и лишь изредка можно различить нечто на нее похожее. Спуск в этом месте хоть и крутой, но технически не сложный. Приводит он на пожарную дорогу подрезающую склон над Гурзуфским шоссе. У Белянского этот путь назван как тропа Шаган-Кая (правда с вопросом). В своей книге «Пешком по Крыму: перевалы горного Крыма» Закалдаев Н.В. тропою «Шаган» называет кулуар к северо-востоку от Беседки ветров. На мой взгляд, для современных реалий этот путь не оправдан: он длиннее остальных и его верховья прекрасно просматриваются с главной дороги заповедника, подрезающей склон над верховьями кулуара. На мой взгляд, тропа Шаган-Кая со схемы Белянского намного лучше хотя бы потому, что короче и не попадает в зону визуального контроля. Но еще короче и проще безымянный путь к югу от Беседки Ветров в непосредственной от нее близости. Его началом на Гурзуфской яйле является небольшой овраг сразу за беседкой к югу, там, где заканчивается скальный обрыв. В верхней части склона есть несколько траверсных звериных троп, после чего, уже по лесу можно идти просто по удобному направлению до дороги на Гурзуфское седло. Путь короче и проще описанного выше.
Некоторый интерес представляет и склон у самого подножия скал Шаган-Кая непосредственно под Беседкой ветров, куда строители сбросили многое, что было задействовано при ее возведении: металлическую бочку с двумя бандажами литров на 200, тачку, клепаную емкость куба на два, листы металла, какую-то трубу... Однако в 2009-ом году меня туда привлекла всё же не сама помойка, а информация о том, что в этом месте во время войны упал Мессершмитт. Осматривая старый хлам, я нашел и массивные балки с кронштейнами, и стальные патрубки, и несколько невнятного назначения стальных кронштейнов, и целый ряд клепанных алюминиевых элементов, и точеное алюминиевое кольцо с болтами и шпильками. Но единственным полноценным доказательством наличия тут остатков какого-то летающего аппарата является основание трехлопастного пропеллера с трухлявой древесиной от деревянных лопастей во втулках
16 апреля 2023 год Сергей Криворучко в это месте обнаружил возможно еще одну втулку винта ("Ваша втулка винта лежит, а моя вертикально забита между камнями, хотя возможно за эти годы были обвалы и ее сместило и заклинило. Такие винты точно стояли на Хе-111 и Ю-88, может и на Ме-109 ( двигатели одни и те же )". Но факта фиксации двух схожих элементов не было.

Авунда, восток Никитской яйлы и юг Гурзуфской яйлы, трэк в формате kml

 

Никитская, Гурзуфская яйла и Авунда. Схема

Хызыл-Хош — кошара и крупный фрагмент пещерного натека на кромке Гурзуфской яйлы. Беседка ветров. Ташлы-Голь

 Хызыл-Хош — кошара и крупный фрагмент пещерного натека на кромке Гурзуфской яйлы. Беседка ветров. Ташлы-Голь

Хызыл-Хош — кошара и крупный фрагмент пещерного натека на кромке Гурзуфской яйлы. Беседка ветров. Ташлы-Голь. Демир-Капу. Схема

 

Гурзуфская яйла, южный склон, общий вид района

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 2023 год, фото Нины Довгаль

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 2021 год

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 2007 год

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 1980 год, фото Нужденко Эдуарда Лукича

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 1979 год, фото Нужденко Эдуарда Лукича

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 1978 год (Хасан и Галина), фото Нужденко Эдуарда Лукича

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 1978 год, фото Нужденко Эдуарда Лукича

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 1977 год (Новиковы), фото Нужденко Эдуарда Лукича

наверх

 

 

 

 

Беседка ветров на Гурзуфской яйле, 1977 год (мы и семья Бахаревых), фото Нужденко Эдуарда Лукича

наверх

 

 

 

 

 

Под скалами Беседки ветров (Шаган-Кая), общие виды, 2021, 2009 год

наверх

 

 

 

 

 

Строительный мусор под скалами Беседки ветров (Шаган-Кая), 2009 год

наверх

 

 

 

 

 

Металлические элементы разного назначения под скалами Беседки ветров (Шаган-Кая), 2009 год

наверх

 

 

 

 

 

Остатки пропеллера под скалами Беседки ветров (Шаган-Кая), 2009 год

наверх

 

 

 

 

Остатки пропеллеров и другие элементы под скалами Беседки ветров (Шаган-Кая), 16 апреля 2023 год. Фото Сергея Криворучко

наверх

 

 

 

 

Остатки двух построек возле Беседки ветров, 2021, 2009 год

наверх

 

 

 

 

 

Путь под скалами Беседки ветров, верхнее начало, 2021, 2009 год

наверх

 

 

 

 

 

 

Путь под скалами Беседки ветров, склон Гурзуфской яйлы в лесу, 2021 год

наверх

 

 

 

 

 

Начало пожарной дороги (точка "пожарная дорога 3") к тропе Шаган-Кая согласно схеме Белянского, район Беседки ветров, 2021, 2009 год

наверх

 

 

 

 

Пожарная дорога под кромкой Гурзуфской яйлы

наверх

 

 

 

 

 

Поляна на южном склоне Гурзуфской яйлы, 2021 год

наверх

 

 

 

 

Поляна на южном склоне Гурзуфской яйлы, 2020 год

 

 

 

 

Поляна на южном склоне Гурзуфской яйлы, 2011 год

 

 

 

 

Поляна на южном склоне Гурзуфской яйлы, 2009 год

 

 

 

 

 

Траверс от верховий Авунды района Катькиного озера на поляну, где заканчивается пожарная дорога и начинается тропа согласно схеме Беялнского называемая "тропа Шаган-Кая?" 2021, 2020, 2011, 2009 год

наверх

 

 

 

 

 

 

 

Путь на склоне Гурзуфской яйлы, называемый на схеме Белянского "тропа Шаган-Кая?", под поляной, на которую спускается пожарная дорога, 2021, 2020, 2011 год

наверх

 

 

 

Прочитано 1900 раз Последнее изменение Вторник, 29 августа 2023 12:47