Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Прохладный или Чобан-Вели-Текнеси —  родник у поляны Биюк-Лапата

Прохладный или Чобан-Вели-Текнеси — родник в сосновом лесу у крупной поляны Биюк-Лапата, над ущельем реки Камдерек. Изначально представлял собой маленький бетонный каптаж с асбоцементной трубой на бетоне которого камешками выложено слово "Прохладный", а ниже которого находится плотина небольшой запруды. Позже дно запруды застелили тарпаулином (примерно с 2012-го года начались работа по герметизации ряда водоемов в лесах над Ялтой). Уже видимо в "двадцатые" годы основной каптаж иссяк, а вода нашла себе новый выход немного сбоку и выше. В апреле 2025-го года на этом новом выходе воды родника стоял пластиковый желоб. Расколотая вдоль асбоцементная труба старого каптажа валялась на плотине водоема, очевидно, для обеспечения нового стока вначале хотели приспособить ее.

Панорама урочища Ласпи. Вид на север и запад (В. Нужденко, 2012 г.)

Ил.1.1. Панорама урочища Ласпи. Вид на север и запад (В. Нужденко, 2012 г.)

 

Старые сказки урочища Ласпи.

 

«… В декабре здесь художница осень
пишет зимние акварели.
Я дроздов средь бестыдниц и сосен
Обучаю игре на свирели…»

(стихи С. Яцуненко
« Я работаю сторожем моря». 2003г.)

Портрет Д.Е. Башмакова, сер. XIX в., неизвестн. худ. (с оригинала 1830 - х гг.). инв. № ЭРР - 359 Государственный Эрмитаж

 

Послесловие о трудах Д.Е. Башмакова.

 Смотри также: Старое Севастопольское шоссе. 1825 – 1835 гг. Подлинная история его создания.

Д. Е. Башмакову не суждено было Господом увидеть окончательные результаты преобразований в дорожной и гражданской инфраструктуре района его любимой Мшатки, достижением которых он сам был так страстно увлечён. Может быть, это было и к лучшему для него самого.

Старое Севастопольское шоссе

 

Подлинная история создания старого Севастопольского шоссе.
1825 – 1835 гг.


Изначально протяжённость пути от Севастополя до Ялты составляла 82 версты (87, 478 км).

 

«… Густая сеть шоссейных дорог внутри страны является,
подобно кровеносной системе в организме,
главнейшими факторами правильной экономической
и внутренней культурной жизни народа…»

(Очерк развития дорожного и мостостроительного
дела в Ведомстве Путей Сообщения
в 5-ти томах. Т.1. Сост. по офиц. дан.
Ст. Инсп. Внутрен. Водн. Пут. и Шос.
дор. Инж. п.с. А. Гельфер.//
С.-Петербург. Тип. М.П.С. 1911).

Содержание.

 

Предисловие или предыстория.

Этап 1. Реконструкция участка дороги от Севастополя в сёла Байдарской долины.

Этап 2. Строительство нового участка дороги от д. Байдары через перевал Форос-Богаз до южного отрога ск. Кызыл-Кая.

Этап 3. Строительство нового участка дороги от южного отрога ск. Кызыл-Кая до Симеиза через Кикинеиз — Лемены.

P. S.

Послесловие: Мшатка или «Варино». Судьба имения Башмакова Д.Е. после его смерти

Изображение Умай в святилище урочища Кизил-Коба. Ядыкин В.И.

Изображение Умай в святилище урочища Кизил-Коба. Ядыкин В.И.

Туристическими тропами Крыма. Махнева В.А. Сергеева Г.С. 1971 год.

Туристическими тропами Крыма. Махнева В.А. Сергеева Г.С. 1971 год.

Из окна троллейбуса. Махнева В.А. 1968 год

Из окна троллейбуса. Махнева В.А. 1968 год

Из окна троллейбуса. Махнева В.А. 1965 год

Из окна троллейбуса. Махнева В.А. 1965 год