На этой странице содержится сводная информация о развалах построек, остатках старых дорог, высохших водосборниках и некоторых прочих объектах на плато Бабуган и прилегающих к плато луговинах.
Плато Бабуган содержит большое количество старых построек, большинство из которых были связаны с активным выпасом на его луговинах скота и являлись кошарами — то есть пастушьими станами включавшими в себя жилую постройку и загон для скота. Возможно, что на Бабугане максимальная плотность (а может быть и количество) подобных объектов среди всех горных яил Крыма. Помимо комплексных объектов включающих развал изгороди загона (или загонов) и постройки (или построек) на Бабугане встречаются фундаменты отдельных строений без сохранившейся в ее окрестностях изгороди загона и отдельные изгороди без сохранившегося рядом фундамента постройки.
Мною зафиксировано 29 подобных объектов. Все они расположены на яйле, представляющей одну большую луговину общую и для плато Бабуган и для его западного макросклона. Почти все объекты находятся непосредственно на самом плато Бабуган, исключениями является кошара под вершиной Роман-Кош, расположенная на западном склоне Бабугана, у возвышенности Ичме-Чигар и строительные остатки на седловине Дипло.
Костырино (Чонгелек Русский) — поселок и заброшенный нефтепромысел расположенный в обширной котловине охватывающей берега южного залива Тобечикского озера. Свое позднее название в 1948-ом году поселок получил в честь младшего сержанта, снайпера 691-го стрелкового полка 383-ой стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии Татьяны Игнатьевны Костыриной погибшей 22 ноября 1943 года в бою за посёлок Аджимушкай. На въезде в село, возле поворота дороги ей установлен обелиск, рядом, с другой стороны дороги находится еще один схожей формы обелиск, но без таблички.
Ил.1.1. Панорама урочища Ласпи. Вид на север и запад (В. Нужденко, 2012 г.)
«… В декабре здесь художница осень
пишет зимние акварели.
Я дроздов средь бестыдниц и сосен
Обучаю игре на свирели…»
(стихи С. Яцуненко
« Я работаю сторожем моря». 2003г.)
Д. Е. Башмакову не суждено было Господом увидеть окончательные результаты преобразований в дорожной и гражданской инфраструктуре района его любимой Мшатки, достижением которых он сам был так страстно увлечён. Может быть, это было и к лучшему для него самого.
«… Густая сеть шоссейных дорог внутри страны является,
подобно кровеносной системе в организме,
главнейшими факторами правильной экономической
и внутренней культурной жизни народа…»
(Очерк развития дорожного и мостостроительного
дела в Ведомстве Путей Сообщения
в 5-ти томах. Т.1. Сост. по офиц. дан.
Ст. Инсп. Внутрен. Водн. Пут. и Шос.
дор. Инж. п.с. А. Гельфер.//
С.-Петербург. Тип. М.П.С. 1911).
Изображение Умай в святилище урочища Кизил-Коба. Ядыкин В.И.