Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Чамны-Хошу — кошара на Бабугане в районе Дипло и Куш-Кая

Чамны-Хошу — крупная кошара на плато Бабуган в районе седловины Дипло и вершины Куш-Кая, на широкой луговине урочища Дупля (названия урочища и кошары согласно схемы И.Л. Белянского) восточнее высоты 1352. Кошара Чамны-Хошу входит в число крупнейших на Бабугане, имеет хорошую сохранность (местами до метра) основательно сложенных из необработанного камня насухо стен и состоит из фундаментов двух крупных построек и пристроенного к скале загона. Кладки стен загона постелистые, частично заходят и на каменную полку в основании скалы, где они служили, очевидно, крепидами, защищавшими загон от падающих со скалы камней. 
Располагалась кошара рядом со старой дорогой выводившей на Бабуган от седловины Дипло, на которой также есть строительные остатки. Лучше всего сохранившийся участок этой дороги находится восточнее кошары, над седловиной Дипло и носит название Шайтан-Мердвен или Чертова Лестница (у поляны Дипло).

Зейтин-Хош - Устра-Тепе. Бабуган. Фрагменты старой дороги по центру северной долины Бабугана

На плато Бабуган, южнее урочища Зейтин-Хош и севернее хребта Устра-Тепе (оба топонима взяты со схемы И. Белянского), в центральной части дна "северной долины" плато Бабуган (название условное) находятся два чётких фрагмента когда-то там проходившей старой дороги. Восточный фрагмент (точка "Дорога в северной долине 1") маркирует длинная цепочка выбранных из полотна дороги камней, а южный (точка "Дорога в северной долине 2") представляет собой выборку камня из расселины в скальной гряде, которую дорога в том месте пересекает. При этом на южном участке выбранные камни сложены в продолжающую бровку дороги стенку, которая могла служить защитой от ветра.

Зейтин-Хош. Бабуган. Фундамент строения района урочища Зейтин-Хош к западу от Дипло, по центру северного склона Бабугана

На плато Бабуган, к западу от Дипло, в низовьях «северной долиной» плато Бабуган (название условное), в урочище Зейтин-Хош (название со схемы И.Л. Белянского), в одной из многочисленных, покрывающих дно урочища воронок, под восточным обрывом скал, на наклонной поверхности находится сложенный насухо из необработанного камня прямоугольник фундамента какой-то постройки. Возможно, это была кошара, в которой загоном для скота служило горизонтальное дно воронки. Сохранность средняя, развалы компактные, раската камня нет, задернованность минимальная.
Возможно, название урочища Зейтин-Хош — изначальное название этой кошары.
Рядом с этим объектом, юго-западнее фиксируются фрагменты старой дороги, а дальше, по центру долины расположена кошара Хаян-Хош.

Устра-Тепе. Бабуган. Стенка района хребта Устра-Тепе. Район между вершиной Куш-Кая и Аккот-Джами

На плато Бабуган, к северо-западу от Куш-Кая, на восточном продолжении хребта Устра-Тепе (название хребта со схемы И.Л. Белянского), между луговинами района Дипло и «северной долиной» (название условное) находится во многом разрушенная кладка стенки из необработанного камня. Стенка была выстроена вдоль подножия разваленных скал северного и северо-западного борта воронки в ее придонной части. Возможно, стенка являлась крепидой, защищавшей используемое в качестве загона для скота дно воронки от скатывания туда камней.
Рядом, южнее, в нескольких десятках метрах, под обрывом невысоких скал расположена небольшая кошара (Устра-Тепе).

Бабуган. Кош (Устра-Тепе). Кошара района хребта Устра-Тепе между вершиной Куш-Кая и Аккот-Джами

На плато Бабуган, к северо-западу от Куш-Кая, на восточном продолжении хребта Устра-Тепе (название хребта со схемы И.Л. Белянского), между луговинами района Дипло и «северной долиной» (название условное) находится Безымянная кошара. Ее развалы расположены под восточным обрывом невысоких гребневых скал. Издали кошара почти незаметна, с близкого же расстояния, с 20-30-и метров, можно обратить внимание развал ориентированной перпендикулярно скалам изгороди из необработанного камня. При близком рассмотрении заметен также и пристроенный с напольной стороны к концу изгороди контур фундамента. Периметр фундамента задернован, имеет незначительную высоту и слабую сохранность. Рядом, севернее, в нескольких десятках метрах, в неглубокой воронке расположена кладка стенки (Устра-Тепе)

Бабуган. Кошары, развалы построек, стен, водосборники и фрагменты старых дорог в пределах луговин плато Бабуган-яйла

Страница содержит сводную информацию о развалах построек, остатках старых дорог, высохших водосборниках и некоторых прочих объектах на плато Бабуган и прилегающих к плато луговинах.
На яйле плато Бабуган находится большое количество развалов старых построек, большинство из которых были связаны с активным выпасом на его луговинах скота и являлись кошарами — то есть пастушьими станами, включавшими в себя жилую постройку и загон для скота. Скорее всего, на Бабугане максимальная плотность (а может быть и количество) подобных объектов среди всех горных яил Крыма. Помимо комплексных объектов, состоящих из разрушенной изгороди загона (или загонов) и фундаментов постройки (или построек) на Бабугане встречаются остатки отдельных строений без сохранившихся в ее окрестностях изгородей, а также отдельные изгороди без сохранившихся рядом развалин постройки.
Мною зафиксировано 29 подобных объектов. Все они расположены на яйле, представляющей одну большую луговину общую и для плато Бабуган и для его западного макросклона. Почти все объекты находятся непосредственно на самом плато Бабуган, исключениями является кошара под вершиной Роман-Кош, расположенная на западном склоне Бабугана, у возвышенности Ичме-Чигар и строительные остатки на седловине Дипло.

Лапата-Богаз — перевал над Ялтой между ущельями рек Камдерек и Люка

Лапата-Богаз — перевал над Ялтой между ущельями рек Камдерек и Люка, представляет современную тропу проложенную по старой дороге от поляны Биюк-Лапата на южную кромку плато Ялтинская яйла между вершинами Ованес-Кош с запада и Лапата-Серым с северо-востока. Современная тропа внизу начинается у северной части поляны Биюк-Лапата в сосновому лесу, где от нее есть ответвление в восточном направлении, на пожарную дорогу возле которой находится родник Прохладный. Через заросли молодой поросли выйдя на широкую гребневу часть водораздельного хребта Люка - Камдерек тропа пройдя небольшую поляну Кучук-Лапата выходит на траверс восточного склона предвершинной части хребта. Здесь она представляет собой прорубленную в скальной породе полку с подпорными стенами-крепидами. Тропа выводит наверх западнее вершины Лапата или Лапата-Серым, недалеко от памятника погибшим студентам. Место выхода тропы на яйлу, как и дельнейший путь ее маршрута на северный склон к перевалу Биюк-Узеньбаш-Богаз отмечены цепочкой туров.
Соседний к востоку от перевала Лапата-Богаз почти не посещаемый перевал — Камдерек, а с запада — перевал Люка. В ряду основным перевалов Главной гряды он лежит между перевалом Кабоплу-Богаз (Кобопло-Богаз) или Стиля-Богаз с востока и Кизил-Кая-Богаз с запада.

Камдерек — перевал над Ялтой

Камдерек — перевал над Ялтой, расположенный над крутыми склонами верховьев ущелья реки Камдерек и выводящий наверх на кулуару в скальном обрыве кромки плато Ялтинская яйла (Айвасиль-Дерекойская яйла) между вершинами Ялган-Таш к востоку и Лапата (Лапата-Серым) к западу.
Моя маленькая заметка описывает прохождение перевала Камдерек весной 2025-го года по описанию Михаила Леонтьева, смотри: Камдерек — перевал над Ялтой.
У нижнего начала пути на перевал Камдерек находится родник Прохладный. Желательно родник обойти выше, чтобы не попасть на участок пожарного бурелома покрывающего в этом месте склон и пожарные дороги в районе родника. Дальнейший путь представляет вначале пересекающий верховья неглубоких ливневых оврагов траверс с подъемом на котором есть звериные тропы, а после подъем в лоб по травянистому склону к подножию скал Караул-Бурун (название от Михаила Леонтьева, смотри: Камдерек). На этом подъеме 30 марта 2025-го года была найдена лошадиная подкова

Лапата-Йол — дорога на поляну Биюк-Лапата и перевал Лапата-Богаз. Участок над Камдереком

Лапата-Йол — дорога (по современным понятиям — тропа) на поляну Биюк-Лапата и перевал Лапата-Богаз. В данной заметке рассмотрен фрагмент дороги Лапата-Йол над ущельем реки Камдерек, соединяющий дорогу на вершину Биюк-Кабоплу внизу с дорогой из средней части ущелья Камдерек на поляну Биюк-Лапата сверху. 
Нижнее начало часть современной линии Лапата-Богаз в пределах ущелья реки Камдерек представляет собой бульдозерную пожарку, ответвляющуюся от пожарной дороги на вершину Биюк-Кабоплу. Пройдя траверсом левого борта ущелья Камдерек, бульдозерная колея пересекает овраг крайнего левого притока и поворачивает круто вверх, на водораздельный хребет. В этом месте находится развилка. После поворота бульдозера на дорогу между главным истоком Камдерека оврагом Ханлы-Дере и крайним левым притоком Камдерека дальше на траверсе верховьев реки Камдерек остается только линия старой дороги, которая через слияния Ханлы-Дере с его правым притоком набирает высоту до пересечения с оврагом крайнего правого притока реки Камдерек. В районе слияния Ханлы-Дере с его правым притоком сохранился фрагмент подпорной стенки. Тут же, возле дороги, в устье Ханлы-Дере когда-то находилось корыто водозабора, в настоящее время видимо заваленное принесенным катастрофическим паводком обломочным материалом. Еще один водозабор когда-то находился в русле крайнего правого притока Камдерека. К нему вела тропа и (собственно историческая ветка Лапата-Йол) и линия трубопровода. На развилке от современной тропы на старую лежала когда-то труба.  Дальше, уже более поздний отрезок тропы (старый сполз) набирает высоту к переходу через крайний правый приток Камдерека. На этом коротком участке будет еще одна развилка на заброшенную тропу перевала Камдерек.  В точке перехода через крайний правый приток находится вторичный выход воды расположенного намного выше родника с туфом