Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Алака, Сотера, Биюк-Дере — река с водопадами под Демирджи

Алака или Сотера — природный музей водопадов.

Река Алака в среднем течении — Биюк-Дере и Алака, в нижнем — Алака и Сотера берет своё начало между массивами Северной и Южной Демирджи в широкой долине водосбора, называемой Джурлой со множеством родников и рядом водопадов.
Алака — на мой взгляд одна из самых красивых водопадных рек Крыма. Возможно она является еще и самой «водопадной» в Крыму, ведь количество скальных уступов, пересекающих ее русло действительно очень большое.
Условно верхним началом Алаки можно считать высокий скальный уступ под Нижней Джурлой, с которого в паводок срывается самый высокий водопад.
Весной в среднем течении и верховьях Алака представляет собой настоящий природный «музей» водопадов. Формы десятков ее изящных порогов, как ни на какой другой реке Крыма удивительно разнообразны. Здесь, на Алаке, творчество воды создало просто уникальную коллекцию всевозможных рисунков падающих, перетекающих, струящихся и пенящихся потоков.

В нижней части, где течение реки успокаивается рядом с руслом находится интересный геологический памятник природы «Каменные грибы».
Недалеко от них река встречается с 16-ым километром дороги «Алушта – Судак», в этом месте находится жилой дом (рядом с этим местом когда-то находилась дорожная казарма).
В месте встречи с морем река зарегулирована бетоном береговых сооружений у мыса Сотера.

Алака, Нижняя Джурла, ручей Тапшан-гя или Еды-Евлер (вар. Эды-Эфлер или Едыфлер согласно Союзкарте), Лучистое. Тропы, водопады, родники, Каменные грибы. Трэки и точки. Скачать в формате kml

Ущелье Алаки. Схема

Общие виды ущелья Алаки

Алака или Сотера общий вид ущелья.

От поворота трассы возле казармы на 16 км вверх по Алаке идет грунтовая дорога к дачному поселку СПК «Победа». Возле дач дорога уходит вверх на левый склон и на русле остается только тропа. Еще одна тропа начавшись от северо-западной границы дачного поселка, ведет по левому борту Алаки через «Каменные грибы» (от них есть ответвление вниз на русло) и дальше траверсом вдоль трубы водовода в сторону верховий Алаки к бетонной плотине водозабора в русле и развалам строения (точка «Развалины»), смотри: Алака или Сотера, развалины постройки ниже водопадов, а так же: Алака – Сотера, низовья. Водопад Гейзер. Каменные грибы Сотеры. Биюк-дере, развалы строений. В этой части ущелья, по течению ниже водозабора находится самый нижний водопадный уступ (точка: «нижний водопад»), тогда как основной водопадный каскад Алаки начинается от самого знаменитого водопада Гейзер и одного уступа сразу под ним находящегося. Несколько выше Гейзера, на левой придонной террасе, расположено самое лучшее место для стоянки с большой площадкой, старыми кострищами и холмом, похожим на развал строения. Рядом, на правом борту Алаки находится каменный столб-останец — "Хозяин" (название, вероятно, от Юрия Трофимцова).
300 метров по прямой выше Гейзера тропы расходятся по обоим бортам ущелья: обходная тропа правого борта сразу уходит вверх от русла, набирая высоту до соединения с тропой, ведущей на Алаку с водораздельного хребта «Алака – Еды-Евлер» (Джурла – Алака — тропа к водопадам Алаки вдоль ручья Тапшан-гя или Еды-Евлер (вар. Эды-Эфлер или Едыфлер согласно Союзкарте) от Нижней Джурлы). Тропа левого борта, обходя скальный уступ, делает зигзаг в сторону на расстояние 90 метров с подъемом и спуском (точка «нижняя петля»).
В этом месте возможен выход с Алаки по оврагу Василь-Дере: Василь-Дере — овраг на левом борту Алаки. Выход с водопадов на тропу «Джурла – Джур-Джур»
В этом же районе, выше площадки со стоянкой на правый борт ущелья уходит тропа правобережного обхода русла, стыкующаяся с траверсной тропы Джурла – Алака в точке «развилка 534».
Выше выхода на русло траверсной тропы с южного направления (Джурла – Алака) основная тропа идет вдоль русла, тяготея больше к левому борту, а на правый борт ущелья в направлении его верховий, от этой траверсной тропы в точке «развилка 385» ответвляется не очень натоптанная обходная тропа, выводящая в русло в точку «АЛАКА». Эта тропа обходит все водопады средней части ущелья.
От точки «АЛАКА» уже на левый борт ущелья круто вверх по ливневому кулуару поднимается следующая обходная тропа. Верхним своим краем, в точке «петля» она соединяется с основой тропой на самом ее длинном обходе очередного скального уступа. Основная тропа к точке «петля» ведет вначале вдоль русла, преодолевая ряд скальных препятствий (здесь находится самый, пожалуй, технически неудобный скалолазный элемент) и, дойдя до сплошной скальной стенки, обходит ее по левому борту петлей в 350 метров общей длины с подъемом и спуском обратно на русло. В точке своего максимального удаления (точка «петля») она соединяется с нижней тропой левобережного обхода приводящей туда от точки «АЛАКА» по ливневому кулуару. Связка обоих левобережных троп позволяет полностью обойти нижнюю половину водопадов верховий ущелья.
В самых верховьях Алаки есть два варианта обхода главного скального уступа, где в половодье находится самый высокий, более 20 метров, водопад. Имеется тупиковая тропа, подводящая вдоль левого борта и к подножию этого водопада.
Технически самым простым, но и самым длинным является обход большого водопада и его скального пояса левым бортом ущелья, с подъемом по крутому открытому склону, и выходом наверх, к от Джурлы на водопад Джур-Джур и Генеральское, смотри: выход на тропу Джурла - Джур-Джур с Алаки. Значительно более коротким, но более крутым и техническим сложным является обход по правому склону через разрыв в скалах в точке «Калитка 302» (в этом проходе находится простой для преодоления скальный участок). Такой вариант позволяет остаться в ущелье, пройти расположенные дальше самые нижние водопадные уступы Джурлы и выйти прямо на поляну Нижней Джурлы.

Низовья Алаки

Среднее течение и верховья ущелья Алаки

Левобережный обход "нижняя петля"

Правобережный обход от траверсной тропы Джурла – Алака, спускающейся на Алаку с хребта, в точке «развилка 534»

Алака, развилка в точке "развилка 534" на тропу правобережного обхода русла к водопаду Гейзер

Водопады средней части русла

Точка "АЛАКА"

Правобережный траверс в обход всей средней части русла от точки "АЛАКА" к точке «развилка 385» на траверсной тропе с южного направления (Джурла – Алака)

Алака, развилка на тропу правобережного обхода средней части русла, точка "развилка 385"

Наиболее неудобный скальный участок в этом районе

Самый длинный левобережный обход "петля"

Развилка "петля"

Тропа от развилки "петля" по ливневому кулуару к точке "АЛАКА"

Верховья Алаки, спуск вдоль русла по правому борту

Верховья Алаки, водопады верховий, обход по правому борту

Верховья Алаки, водопады верховий, выход из ущелья Алаки по правому борту через проход в скалах в точке "калитка 302"

Верховья Алаки, проход в скалах в точке "калитка 302" и выход в низовья Нижней Джурлы

Верховья Алаки, водопады самого верхнего каскада, выход из Алаки по левому борту к тропе Джурла — водопад Джур-Джур

Верхние водопады и самый высокий водопад Алаки

Тропа к подножию самого высокого водопада

Алака, водопады

Алака, нижний левобережный обход (точка "нижняя петля"), каменный столб на правом берегу Алаки ("Хозяин" — название от Юрия Трофимцова)

наверх, к оглавлению

Левобережный обход "нижняя петля"

Водопады средней части русла

Точка "АЛАКА"

наверх, к оглавлению

Правобережный траверс в обход всей средней части русла от точки "АЛАКА" к точке «развилка 385» на траверсной тропе с южного направления (Джурла – Алака)

Наиболее неудобный скальный участок в этом районе

Алака, водопады

Ущелье Алаки. Обход скальных прижимов.

Самый длинный левобережный обход "петля"

Развилка "петля"

Тропа от развилки "петля" по ливневому кулуару к точке "АЛАКА"

Алака, водопады в верховьях

Верховья Алаки, спуск вдоль русла по правому борту.

Верховья Алаки, водопады верховий, обход по правому борту

наверх, к оглавлению

Алака. Самый высокий водопад.