Массивы скальных плато Аджилар и Юксек-Кыр, являющиеся восточным продолжением куэсты скалы Ак-Кая (Белая скала), а также расположенное за ними к востоку обширное понижение урочища Агор-Кыр с перевалом Аджилар, через который проходит трасса из Белогорска в сторону Золотого поля, содержат целый ряд интересных археологических объектов. Это ряд маленьких курганных групп, небольшие участки обработанных скал, но больше всего привлекают внимание рисунки-граффити выцарапанные или глубоко вырезанные в камне, которых тут 7 либо 8.
Комплекс имеет небольшие размеры и содержит в основном рисунки, глубоко врезанные в камень, в нескольких случаях процарапанные тонкими линиями. В основном это горизонтальные и вертикальные насечки, похожие на тамги, овалы, прямоугольники, зарубки. В одном месте заметил рисунок похожий на примитивное изображение животного.
Комплекс нанесен на участок скалы с «древним загаром» и представляет собой хаотическую путаницу линий, в которой читаются овалы, сетки и штриховки. Может быть сильно попорчен в современности или оказаться полностью современным. Является ли данный комплекс действительно древним памятником мне непонятно.
Небольшой комплекс рисунков, расположенный частично на древней, а частично на подвергнутой слабому разрушению поверхности. Представлен крестами, в том числе и усложненными, овалами, кругами, в том числе круг в круге с крестом, решетками, тамгообразными знаками.
Комплекс достаточно крупный, на «загоревшем» и соответственно не подвергавшемся новейшему разрушению участке скалы. Представлен комплекс тонкими линиями, составляющими примитивные рисунки животных, хаотические пересечения, штриховки, сетки, круги, прямоугольники, тамги, овалы, засечки, полукружия, розетки с лепестками, кресты, Z-образные знаки. Зачастую сами граффити покрыты «загаром» времени. Часть комплекса попорчена современными дикарями, так что имеющийся тут рисунок рыбы, вполне возможно является современной стилизацией. К той же серии отношу и стилизацию на тему «Х» и «Y».
Крупный комплекс, во многом нанесенный на шелушащейся поверхности, зачастую глубокими, врубленными в мягкую породу насечками. Часть знаков может оказаться современной стилизацией. В этом районе много вариаций на тему «Х», в том числе и «Х» развитой до двух соприкасающихся вершинами треугольников с разделительной линией (типа «лабрис»), ромбов и овалов с точками. Встречаются прямоугольники, параллельные линии-насечки, тамгооборазные знаки, кресты. Наиболее интересны слабозаметные знаки, напоминающие проросшие кресты. Комплекс испорчен современным наскальным творчеством.
Расположен комплекс на небольшом одиночном мысу представляющим собой восточную оконечность Аджилара. Состоит из ряда подрубок: выровненные небольшие площадки, прямоугольная форма с желобками по краям и несколько мелких вырубных подтесов. В основании массива есть небольшой грот.
Комплекс 7 сильно поврежден современной наскальной мазней, так что иногда сложно отделить зерна от плевел. В этом районе особенно много овалов с точками, прямоугольников и пересечений линий. Есть лучи расходящиеся из одной точки типа оперения стрелы и циркульные круги. Обширным является участок сеток штриховок и решеток. Ряд поверхностей, в том числе и сетками, выглядит достаточно «молодо», хотя такой внешний вид еще не показатель. Весьма примечательным в этом комплексе является тот факт, что ряд оборванных разломом линий сохранились на упавшем к основанию массива камне, при этом поверхности хоть и не имеют «благородного загара веков», но выглядят отнюдь не молодыми.
Здесь ничего особого: новое время, одна из надписей датирована 1924 годом.
Комплекс поврежден современными надписями, содержит разнообразные граффити, особенно много примитивных изображений животных. Есть овалы с точками и сложная конструкция с разветвляющимися и волнистыми линиями представляющая собой единый знак. Часть знаков сохранилась на молодой, шелушащейся поверхности, а часть — на поверхности «консервированной» многовековым «загаром» и лишайником, с самого начала открытой воздействию дождя и ветра, но при этом не разрушавшейся.
Комплекс, как и предыдущие поврежден писаниной нового времени, при этом некоторые надписи нанесены на достаточно большой высоте.
Расположен курган у южного обрыва вершинного плато Юксек-Кыр. Имеет небольшую высоту, что-то около 1 метра не больше и диаметр до 7-8 метров. На вершине есть обширное углубление — или просадка камеры или грабительский шурф. Рядом с углублением небольшая группа низкорослых кустов.
Основной курган вершинного плато массива Аджилар расположен в восточной части хребта недалеко от сосновых посадок. Его высота сейчас около 2-ух метров, а изначально была больше, диаметр на вскидку от 16 до 20 метров, проложенная по верху Аджилара дорога его плавно огибает с севера. Вершина кургана плоская, что может быть связано как с просадкой камеры, так и с грабительскими земляными работами прежних времён. Современные искатели наживы так же заложили возле центра кургана свой шурф уходящим в каменную засыпь на глубину не менее двух метров и имеющий диаметр более трех метров. Низ шурфа завален мусором. Рядом с курганом растут несколько кустов.
Еще один курган также с уплощенной вершиной находится на 400 метров восточнее, на одиночном мысу над сосновыми посадками Аджилра. К северу от него на пологом склоне есть еще один курган.
В районе урочища Агор-Кыр, где расположен перевал Аджилар находится несколько курганов, при этом самый крупный из них, между перевалом и сосновыми посадками, имеющий высоту не менее трех метров снабжен охранным знаком с сорванной, как и полагается, табличкой. Рядом с ним, к северо-востоку, возле края поля и зарослей кустов есть еще один курган. Он значительно поврежден современной экскавацией: западная часть его насыпи полностью снесена.
В 180 метрах к востоку от перевала есть еще один курган. Он находится посреди паханного поля и хорошо заметен как островок травы, поскольку при распашке его обходят. Он совсем маленький: высота менее метра диаметр не больше 5. Складывается впечатление, что рядом с ним есть и еще как минимум 2 кургана, но они из-за распашки уже практически слились с окружающим рельефом.