Mobile menu

Кардыч-Йол — забытая тропа из Гурзуфа на Никитскую яйлу

Фото-панорама ЮВ склонов Никитской ЯйлыПризнаюсь, что я сам впервые узнал о существовании  тропы Кардыч-Йол из публикации статьи И.Л. Белянского "Загадка Кеппена" в сборнике "Топонимика Крыма" 2010 г.:

"...Минуя трехэтажные утёсы Айлия-Сырым — они слева — и перебравшись через пологий холм Никита-Буруну, дорога соединяется с поднимающейся со стороны Гурзуфа тропой Кардыч-Йол..."  

Кардыч - это позднее русскоязычное  искажение слова  кардис из лексикона ромейских греков, депортированных из Крыма в 1778 г. по инициативе  российской императрицы Екатерины II под предлогом освобождения единоверных братьев-христиан от векового магометанского гнёта.

Кардис означает внутренность или сердцевина (происходит от греч. kardia - сердце).

Тропа Кардыч-Йол, огибая с северо-востока скальный массив Кучук-Кардис-Кая,  поднимается на плато Никитской яйлы с выходом в его центральную (внутреннюю) часть. 

 

Но вплотную реконструкцией этой тропы мне захотелось заняться лишь после обсуждения на форуме Турстранника сообщения одного из его участников о некоторых сложностях спуска с Никитской яйлы по тропе Кардыч-Йол в феврале 2013 г.

Кратко о  его авантюрной прогулки можно также прочесть здесь  https://www.liveinternet.ru/users/39560/page22.shtml. (Никитская яйла. Фото с зимней прогулки. Воскресенье, 24 Февраля 2013 г. ): 

"...Вероятно, именно эта тропа прорисована на одной из старых карт, на т. н. "верстовке". Перерисовав ее в навигатор и наложив на современную карту мы надеялись ее найти. На яйле, несмотря на наличие снега глубиной 10-30 см, начало тропы нашлось легко, но продолжение вскоре потерялось и нам пришлось спускаться по примерному направлению (уклон довольно крутой и много бурелома), надеясь не упереться внизу в скальный сброс. В конце концов, удачно спустились и снова вышли на тропу, все больше напоминающую дорогу..."

Огромную помощь в подготовке, нескольких разведках и практическом прохождении самого маршрута мне  оказал мой хороший друг и надежный спутник ялтинец vedmedik, предпочитающий ныне пребывать инкогнито.

 О результатах нашей реконструкции я весьма кратко доложился в 2013 г. там же на форуме Турстранника:

"... предприняли... успешную попытку реконструировать тропу Кардыч-Йол. Маршрут мы сняли с верстовки и прошли по нему  от ЮБШ... до яйлы, насколько точно это позволял изменившийся за более чем 100 лет рельеф местности. Для освещения подробностей надо подготовить отчет. Постараюсь это сделать в ближайшее время..."

 Обещанный мною отчёт  по разным причинам личного характера выполнен с тех пор не был. Я надеюсь этой скромной публикацией   комментариев к моим карто-схемам и  фотоиллюстрациям хотя бы в некоторой степени компенсировать его отсутствие для нужд крымского краеведческого и туристического движения.

 Фото-панорама ЮВ склонов Никитской Яйлы

Краткое описание трэка тропы Кардыч-Йол: Кардыч-Йол — тропа на восточном склоне Никитской яйлы

 

Ил.1. Эта фото-панорама ЮВ склонов Никитской Яйлы, по которым из Гурзуфа поднимается на плато древняя вьючная тропа Кардыч-Йол, была мною выполнена с вершины горы Болгатур специально для реконструкции этого маршрута. На этой фотографии я прорисовал примерное направление старой  тропы и указал основные оронимы местности. 

Топонимическая карта  И.Л. Белянского

Ил.2. На топонимической карте И.Л. Белянского обозначен лишь выход тропы Кардыч-Йол на плато Никитской яйлы. Я же показываю здесь наш реальный маршрут  от троллейбусной остановки на ЮБШ  "Приятное свидание". (N44,545;  E34,264).

Маршрут на топографии крупного масштаба

Ил.3. Показывая еще раз наш реальный маршрут на топографии крупного масштаба, замечу, что в упомянутой мною публикации И.Л. Белянского с интригующим названием "Загадка Кеппена" также была заключена своя интрига.

Карта Кеппена 1836 г.

 Ил.4. Её причина в том, что на карте Кеппена (Карта Южного Крыма к сборнику Петра Кеппена. Издана по распоряжению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова в 1836 году. Масштаб: в 1 английском дюйме 4 версты) действительно показана тропа Кардич-Йол, восходящая из Гурзуфа через перевалы Кабопло и Гурбет-Дере-Богаз (прорисована мною голубым треком).  Эта тропа к тому же  имеет  с искомым нами маршрутом через Никитскую яйлу  одинаковое название! И это вовсе не топонимическая ошибка невнимательных картографов-чужестранцев! Но историческая  закономерность, которую легко понять, если вспомнить о почти непрерывном  существовании на протяжении 1300 лет Горзувитского укрепления (IV - XVII в.в.). 

"... строительство юстиниановскими инженерами известных нам приморских укреплений в Гурзуфе, Алуште. Судаке имело целью обеспечить безопасную навигацию между Херсонесом и Боспором... В Х -  ХIII веках поселение, возникшее под стенами византийской крепости, приобретает черты... приморского города..."  (Иванов А.В. Крепости и замки ЮБК. Мир крымского средневековья. -Сев: Библекс, 2008).

В XIII в., когда Гурзуф вошёл в состав княжества Феодоро, то два торных пути, уходящих от его стен через горы во внутренние районы полуострова, стали стратегически важными  магистралями. Во истину это были  дороги Кардис-Йол !!!

Одноверстовая карта 1855 г. ВТД со съёмки 1836 и 37 гг. Полковника Бетева

 Ил. 5. Интересующий же нас маршрут тропы из Гурзуфа через Никитскую яйлу впервые документально фиксируется на одноверстовой карте 1855 г. ВТД со съёмки 1836 и37 гг. Полковника Бетева  (Бетев Аполлос Агафонович, 1795--1842).        Я прорисовал искомый  Кардич-Йол красным цветом, одновременно отметив голубым  тропу с карты Кеппена, также показанную здесь. Для облегчения прочтения карты середины XIX века я также обозначил на ней примерное расположение современной троллейбусной остановки «Приятное Свидание»  и еще ряд других знаковых скальных оронимов.

Одноверстовая  карта ВТД.

 Ил.6.  За основу реконструкции тропы Кардыч-Йол был взят ее маршрут, показанный на одноверстовой карте ВТД. Параллельно с его реконструкцией  нами были пройдены большинство троп этого района, показанных  на верстовке. В результате  этих разведок было доказано, что все указанные тропы в рельефе сохранились лишь фрагментарно. Некоторая их часть была снесена оползнями или  повреждена осадками. Сохранившиеся участки троп в большей своей части завалены буреломами и труднопроходимы. Но созерцание ландшафтов, через  которые некогда проходили эти тропы, даёт нам реальное представление о мировосприятии природы нашими предками. Большинство же моих современников  этих ландшафтов так и не успели увидеть, проносясь мимо  на своих авто внизу по ЮБШ.

Грубо, но справедливо итожу их опыт - туда им и дорога.

 

Лесной великан  под скалой Шаан-Кая

 Ил.7. Этот лесной великан уже не одну сотню лет сдерживает своими могучими ногами-корнями огромный оползневой хаос под скалой Шаан-Кая.

Развалы стен древних поселений

 Ил.8. Не один раз на нашем пути встречались развалы стен древних поселений в этих лесах. Кто были их жители, чем они занимались в этих лесных краях - мы никогда не узнаем точно. Но я смело могу предположить, что они прожили свои  жизни здесь более достойно и счастливо, чем их беспокойные потомки со своими компьютерами, смартфонами и даже атомными бомбами!

Скалы в горном лесу

 Скалы в горном лесу

Скалы в горном лесу

Ил.9.1 – 9.3.  Майская погода 2013 года в первых разведках этого района далеко не всегда была солнечной. Капли дождя на линзе объектива удачно размывают резкость, подчёркивая глубину снимка.

Огромные скалы скрываются  в облачном покрывале дождя

 Ил.10. Огромные скалы скрываются от наших глаз в облачном покрывале майского дождя.

Озеро на бывшей Молочной ферме курорта Губонина

 Ил.11. Но спустившись вниз к озеру на бывшей молочной ферме курорта  Губонина мы удачно застали солнечную погодку,  которая позволила нам обсохнуть и прибодриться духом для продолжения своей разведки.

Обед должен быть по расписанию.

 Ил.12.  Немного севернее бывшей молочной фермы на мостике (см. точку на схемах - МОСТИК) через старый каменный канал для подачи воды мы удачно вспомнили, что "война-войной", а обед всегда должен быть по расписанию.

Что есть  настоящий ПКК!

Ил.13.  Глянул на это фото - комментировать излишне для тех, кто в курсе, что есть  настоящий ПКК!

Опять руины древнего поселения.

Ил.14. Опять руины древнего поселения.

Место удобное - рядом хороший родник и торная дорога

Ил.15. Место очень удобное  для поселухи - рядом хороший родник и торная дорога от побережья на яйлу.

Старая торная дорога уже похоронена под мощной осыпью

Ил.16. В точке, обозначенной на схемах – КОНЕЦ ТРОПЫ, эта старая торная дорога уже похоронена под мощной осыпью,  сползающей из под восточных обрывов скалы  Кучук-Кардис-Кая.

Нас ожидает затяжной  подъём без тропы

Ил.17.  Отсюда и далее нас ожидает затяжной  подъём без троп до самого выхода на плато. Но мы об этом неприятном факте еще ничего не знаем.

Дождь усиливается.

Ил.18. Дождь, идущий за нами по пятам, усиливается. И нам на этих осыпях сейчас следует принять решение - продолжить сегодня разведку или вернуться.

Продолжили наш подъём без тропы

Ил.19.  Прикинув направление ветра, мы понадеялись, что  нам удастся вскоре выскочить из под этой полосы дождя,  и поэтому продолжили наш подъём без тропы.

Скальные полки, напоминающие фрагменты  тропы

Ил.20. На пути  нам встречались естественные скальные полки, напоминающие фрагменты  старой тропы, по которым пусть длиннее и в обход, но  всё же легче было идти, чем рубиться напрямик вверх по склону.

Чем выше мы поднимались, тем более заметно холодало.

Ил.21. Чем выше мы поднимались, тем более заметно холодало.

Сырело и мрачнело вокруг. Хотя дождь вроде и ослабел

 Ил.22. Сырело и мрачнело вокруг. Хотя дождь вроде и ослабел или нам так лишь казалось под густым пологом леса.

Склон становился все круче

 Ил. 23. Но склон становился все круче. О том, что здесь когда-то была проложена тропа, которой пользовались многие поколения крымчан, уже ни что нам не напоминало.

Если бы на экране моего навигатора не было карты с маршрутом...

 Ил.24. Если бы на экране моего навигатора не было карты с маршрутом, снятым с верстовки, то я бы и сам, пожалуй,  не догадался, что здесь могла быть когда-то надежная тропа. 

И вот - такой вид на Аю-Даг, как награда!

 Ил.25. И вот - такой вид, как награда за нашу нелёгкую  разведку в мокром горном лесу.

Здесь мы ловим траверс старой тропы

Ил.26.  Здесь мы ловим траверс старой тропы, когда-то действительно спускавшейся  с яйлы. И это  ещё одна наша награда. А если к ней прилагается такое тёплое солнышко, то мы  уже почти наверху блаженства.

С северных просторов яйлы приходит следующий фронт непогоды

 Ил.27. Но наше блаженство оказалось не долгим - с северных просторов яйлы навстречу нам  приходит следующий фронт непогоды.

Никитская яйла  встречает  ветром и  ледяным ливнем

Ил.28. Никитская яйла нас встречает сильным ветром и струями ледяного ливня.

Ливень временами сменяется крупным  градом

Ил. 29. Этот ливень временами сменяется крупным  градом. Мы отказываемся от планов сегодняшней разведки верховий ущелья Сказочное под скалами Узун-кая и поворачиваем на юг в направлении перевала Устрея – Богаз.

Перевал Устрея – Богаз.

 Ил.30. Перевал Устрея – Богаз. Здесь сегодня и сейчас сухо и тепло. Чуть ниже будет развилка троп - тропа Устрея уходит отсюда на ЮВ в направлении на Никиту, а тропа Айлия через Массандровский богаз уведёт нас на ЮЗ в Долоссы.

Каменные синоры тропы Айлия

 Ил.31. Каменные синоры тропы Айлия напоминают нам, что сухо и тепло здесь тоже роскошь не навсегда.

Ступенчатые отроги горы Айлия-Сырым

 Ил.32. Вид с тропы Айлия на северные ступенчатые отроги горы Айлия-Сырым, которые хорошо видны с Набережной и поэтому известны с детства каждому ялтинцу. Но многим из них  лишь визуально!

Вход в пещеру Секетнан-Коба

 Ил.33. В этих  скальных уступах скрывается вход в таинственную пещеру Секетнан-Коба, где даже я никогда не бывал.

Перевал Туар-Эгерек.

 Ил.34. Перевал Туар-Эгерек. С его скальной площадки открывается шикарный вид, созерцая который следует выбрать для себя направление пути. Отсюда уходят сразу три тропы - на восток в Никиту, на юг в Массандру и на запад через каптаж родника Ай-Илья через  Уч-Кош и далее в Ялту. В 2013 году я еще мог отсюда уходить на запад в Ялту, возвращаясь  домой.

Гугл-схема  реконструкции тропы Кардыч-Йол

 Ил.35. Этой гугло-схемой моей реконструкции тропы Кардыч-Йол из Гурзуфа на Никитскую яйлу  я заканчиваю свой небольшой мемориальный отчёт о том давнем краеведческом поиске. Познакомившись с ним, вы теперь знаете, что тропа Кардыч-Йол на большей части своего подъёма с юга давно разрушена оползнями. Выбирать её для спуска с яйлы в короткий зимний день  это -  достаточно авантюрная затея. 

 Будьте благоразумны в выборе своих троп. Пусть вам сопутствует здесь удача и хранит вас везде  Создатель!