Mobile menu

ТРОПА КЕППЕНА и КАМЕНЬ С РУНАМИ

Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

ТРОПА  КЕППЕНА и КАМЕНЬ С РУНАМИ.

Глава 1. История  «потери», поиска и обретения памятника.

13 января 2012 г. на севастопольском городском форуме в ветке "История нашего Города" была открыта тема под интригующим названием «Каменная стела в балке Малташ-дере»:

 Топикстартер Skifos«…Она упоминается в работе: Никитин Г.А. "О древних памятниках на горе Крестовой, у с. Пещерное и Чертовой лестницы" //ИАДК, Киев, 1957.  Кто-нибудь слышал об этом памятнике?...» : О древних памятниках на горе Крестовой. У села Пещерного и Чёртовой лестницы Г.А. Никитин

По мнению уважаемого  skifos, который  ссылался  на материалы  Лингвофорума (http://lingvoforum.net/index.php?topic=11910.0), сейчас недоступные:  «…надпись представляет уникальный образец письменности, предварительно относимый к кизил-кобинскому периоду».

 Мне трудно предположить, что «курили» участники Лингвофорума, когда писали эти строки, но  в статье краеведа Г.А.  Никитина, разумеется, таких "смелых" утверждений не было. Там речь шла о найденной  в 1948 г. придорожной стеле. 

 

 «На дороге из села Родниковое… к перевалу «Чертова лестница» на половине пути к высшей точке перевала (так наз. Бизюку) в сентябре 1948 г. нами был обнаружен небольшой каменный столб со знаками в виде линейных нарезок глубиной 3-5 мм, расположенных по вертикали. Этот столб стоит около дороги за пересохшим руслом речки, в нескольких шагах от скалы с пещерой, которая находится на противоположной стороне дороги.

Столб плотно укреплен в гнезде, выложенном из камней. Он сделан из характерного для этих мест серого известняка. Высота его над уровнем дороги 1м, ширина внизу 0,35 м, вверху 0,25 м, поверхность грубо обработана (рис.4). Насколько известно, аналогичных памятников в юго-западном Крыму до сих пор не встречалось. Выветрившаяся поверхность камня и характер знаков говорят в пользу предположения о значительной древности данного памятника. Может быть, он относится к средневековому времени. В связи с этим уместно вспомнить, что старинное название балки «Малташ Дере», через которую проходит дорога на перевал, означает Торговая; название это восходит, по мнению Н. И. Репникова, к далёкой древности. (Н. И. Репников. Предполагаемые древности тавров. ИТОИАЭ, т.1 (58), стр.140).  В свете указанных топонимических данных каменный столб со знаками представляет бесспорный интерес»

Интрига темы Севфорума  «Каменная стела в балке Малташ-дере» состояла в том, что найденный в 1948 г. Г.А. Никитиным  памятник позже был «потерян». В том смысле, что якобы было забыто его местонахождение. Учитывая серьёзные  неточности в авторском описании расположения объекта, его «потеря» могла быть вполне закономерна. 

Например, в той статье Н.И. Репникова, на которую ссылается сам Г.А. Никитин чётко написано, что  «… Естественный кратчайший исстари путь из самой большой долины, объединяющей всё юго-западное нагорье… и доныне идёт на плоскогорье Яйлы к Мердвену через современную деревню Сахтик  ущельем Малташ-Дере (Торговая Балка)…».

 Краевед Г.А. Никитин должен был прекрасно понимать, что дорога из села Родниковое к перевалу «Чёртова лестница» (Мердвен)  никоим образом не может проходить через ущелье Малташ-Дере!!! Тем не менее  он в своём описании зачем-то связал расположение стелы  с Торговой Балкой, в устье которой сейчас находится уже восточная окраина села Орлиного – Павловка.  

Более полугода на Севфоруме  протекало вялое  обсуждение этой темы, в ходе которого, тем не менее, выяснилось, что этот столбик известен как «…Камень с "рунами", так описал мне его господин Кожуховский - директор клуба туристов, года 2-3 назад. Думаю, он действительно стоит до сих пор рядом с дорогой из Родникового на Чёртову лестницу, вот, только на какой именно дороге не ясно. В своё время не поставил точки на карте...» (kalxas).

Несколько групп наиболее активных севастопольских форумчан даже предприняли разведки местности:

- «…На прошлых выходных прочесывали устье балки ведущей из Родниковского на Чертову лестницу в поисках данного памятника так и ничего не нашли…» (Евгенич);

- «…Прошли сегодня Малташ-Узень, - увы... Поняли - там камень нужен - так как после выхода из балки дорога местами как-бы растворяется, даже сами под конец не заметили как свернули с дороги на чертову...» (kalxas).

 

Уважаемый ялтинец skirp специально для севастопольских поисковиков  разместил  фотоиллюстрацию искомого столбика  из статьи Г.А. Никитина:

 Фотография столба со знаками из публикации Г.А. Никитина.

Ил.1. Фотография столба со знаками из публикации Г.А. Никитина.

 

 Однако, упоминание топонима «Бизюк» лишь усугубляло путаницу в описании расположения объекта, и все его поиски оказались безуспешными.

После этого один из участников Севфорума (не имею желания оставлять его имя в этой истории) некто  ….X стал уверенно хвастать (цитирую в сокращении):

 «… это тот столб… - 99% - это надгробие... Мне такие однотипные попадались… несколько штук…  рисунок естественно другой, но однотипный… парочка штук… идентифицировались как надгробия (на грунте чётко читались могилы, огороженные каменной оградой с вросшим в землю надгробием) на ещё не разграбленных могильниках (на Бойко, на Давульджи), ещё парочку наблюдал в разграбленных могильниках (Симеиз и Демерджи) - судя по хабару - поздняя античность - раннее средневековье, скорее всего - гото-аланы. Там… в Молташ-дере парочка поселух имеется, соответственно и могильник должен быть, тем более если эта хрень стоит рядом с дорогой - древнии попуасы любили могильники устраивать у дорог....или дороги рядом с кладбищами прокладывать...»

Не знаю, кто скрывался под ником ….X  на Севфоруме, но человек, который называл  уникальные памятники своей родины – хренью, а их создателей – «древними попуасами»,  и при этом откровенно  намекал, что  он сам  эти памятники грабит, мне лично очень не симпатичен. Поэтому, когда обсуждение той темы на Севфоруме  зашло в тупик, я не особо огорчился. 

 Однако я  тогда же поставил себе  цель разгадать загадку описания Г.А. Никитина и попытаться найти этот придорожный столбик. Информационную помощь в этой задаче мне оказала уважаемая Н.П.Турова (г.Ялта), снабдившая меня документальными первоисточниками, необходимыми для анализа текста.

18 октября 2012г. в разведке на местности  вместе со мной принимали самое активное участие уважаемые ялтинцы vedmedik и skirp, практическими совместными усилиями которых искомый объект был успешно обнаружен после нашего почти 2-х часового  поиска  в этом районе.

И У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ С ПЕРВОГО ЗАХОДА!!!

Моей личной  заслугой в этом поиске были лишь инициатива найти и скрупулезный анализ исходных текстовых документов, на основании которого мне удалось правильно локализовать район поиска - выше скального моста Капур-Кая, но ниже развилки троп на Бизюку. Ну и ещё, конечно, привязка к местности самого скального моста, расположение которого было непонятным до тех пор, пока я не определился с направлением старой тропы, правильно показанной на карте Кеппена. Никому ведь до меня в голову не приходило, что ещё 200 лет назад тропа из Скеля к Мердвену, упоминаемая многими путеописаниями XIX в., шла  по иному маршруту, который пересекал ущелье Боса. И поэтому мост был тут нужен отнюдь не мифический, а настоящий. 

Теперь у меня есть все основания заявить, что:

- местонахождение так называемой Малташской стелы было описано у Г.А. Никитина настолько  путано, что вызывает мои подозрения в умышленности сокрытия им информации;

- в целом, если не принимать во внимание авторские ссылки на авторитетность высказываний Н.И. Репникова о Малташ-Дере, расположение объекта  на дороге из Родникового к перевалу Мердвен  верное - такая стела действительно находилась по указанному «точному адресу» - «…стоит около дороги за пересохшим руслом речки, в нескольких шагах от скалы с пещерой…».

Ищите и обрящете!

 - и мы её нашли, осмотрели, сфотографировали и записали координаты;

- и сообщили эти координаты севастопольским археологам, а сами тут же их «забыли».

Мое личное мнение: истинное место этому "Камню с рунами" - в музее, а не где-то в каменном хаосе верховий балки Боса, если мы не хотим его потерять еще раз и (очень вероятно), что в этот раз получится навсегда. 

Тогда в 2012г. крымское туристическое сообщество предлагало свою помощь учёным в доставке этого камня в Херсонесский музей. Однако,  куратор по археологии этого  района А.В. Иванов, увы,  имел другое мнение  – это «…межевой столб XIX в…,  для современных исследователей он интерес не представляет…». И очень настойчиво предложил нам оставить этот камень на месте и забыть о нём. Но я всё же после почти 9 лет молчания решил  записать эту историю,  пока ещё моя память удерживает  мелкие, но интересные её подробности. И в то же время мой жизненный опыт подсказывает, что сокрытие информации никогда не даёт гарантии сохранности памятника, а  может лишь немного отдалить по времени его окончательную утрату. 

Но пока этот спорный исторический памятник до сих пор остаётся на своём месте, я предлагаю вам всем совершить со мной небольшую прогулку к нему  по местным тропам древних торговых путей. 

Глава 2. Маршрут прогулки выходного дня или опыт реконструкции маршрута древнего торгового пути из деревни Скеля на перевал Мердвен.

 Если вы будете также внимательны, как и  я, рассматривая  на карту Кеппена (Карта Южного Крыма к сборнику Петра Кеппена. Издана по распоряжению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова в 1836 году. Масштаб: в 1 английском дюйме 4 версты)., то легко заметите, что показанная  там  тропа из Скеля через перевал Мердвен была проложена   иначе, чем  проходит сейчас (см. ил.2). 

 

Карто-схемы маршрутов торговых путей из Байдарской долины на перевал Мердвен.

Ил. 2. Карто-схемы маршрутов торговых путей из Байдарской долины на перевал Мердвен.

 

Современная  тропа поднимается исключительно по правому борту р. Боса вдоль оврагов Капур-Кая-Дере и Закан-Дере до самых её истоков в урочище Балчык

 Этот путь, несомненно, самый короткий, но не самый проходимый в период интенсивного таяния снега на яйле.  Тогда обильные весенние воды устремляются вниз по 4-м коротким оврагам в межгорную котловину (см. ил.2; т. Котловина), надолго затапливая и заболачивая её.  А зимой эта же местность может быть засыпана очень глубокими снегами. Вероятно,  по этой причине   древний торговый путь  из Скеля   на яйлу к перевалу Мердвен проходил иным путём – пересекая русло балки Боса по естественному скальному мосту Капур-Кая (см. ил.2; т.Капур-Кая). Уверен также, что  именно этот скальный мост дал некогда название для всей нижней части  балки  Боса  - оврага  Капур-Кая-Дере. 

Далее старая тропа поднималась вдоль  восточного  склона  горы Хазанджи до выхода в район перевала Анахлы-Бель  на её южном гребне.

Здесь тропа из Скеля соединялась с Календской тропой, а на следующем перевале  Пилав-Тепе  к ним присоединялась ещё одна тропа - Малаташ Восточная, выходящая из района селения Сахтик по левому борту ручья Урман-Су.

 Я предполагаю, что именно эта общая дорога к перевалу Мердвен, образованная  соединением  отдельных вьючных троп из разных районов обширной Байдарской долины, в древности   называлась Малташской

Это соединение троп в один общий тракт на яйле было также необходимо для обеспечения безопасности передвижения грузов и людей  в те неспокойные времена христианского средневековья в Крыму. Когда же с укреплением  ханской государственной власти  при активном  содействии  этому Османской администрации   дорожная безопасность была обеспечена жестокими мерами физического воздействия по отношению к её нарушителям, то маршруты этих троп стали более свободными в выборе своего пути. Но каждая из них навсегда  сохранила «воспоминание» о былом единстве в одном из вариантов своего названия. Поэтому  Малташских троп всегда было несколько.

 Для удобства  мы выберем путь нашей прогулки в обратном направлении - от перевала Мердвен до выхода на старую Скельскую тропу,  следы  которой в рельефе еще читаются и на перевале Анахлы-Бель, и на спуске  в саму балку Боса.  Тут  есть длинный участок старинной широкой дороги с крепидами  (см. ил.2; т. Крепиды). 

 Гидроним  Боса - это искажение крымско-татарского слова -  босагъа, означающего - порог. Звук мягкого ГЪ между одинаковыми заднеязычными гласными a, и, у  не произносится. Поэтому эту речку или балку  правильнее называть Босаа, но ни в коем случае не Босая!

А  речка Босаа  действительно  весьма  порожистая. Некоторые из её скальных ступеней-порогов достигают столь значительной высоты, чтобы иметь право считаться  водопадами. 

Переправившись по скальному мосту Капур-Кая,   Скельская тропа выходила  на  правый борт балки и вдоль него спускалась  в Скелю (Родниковое). Но из этой же точки продолжалась и  другая тропа, которая и сегодня поднимается  вдоль речки Босаа к ее истокам. Именно на этой ветке, не доходя до ее развилки (см. ил. 2; т. Развилка) на два основных оврага в верховьях, и стоял когда-то этот придорожный столбик с прорубленными на его лицевой грани  линейными знаками. Стоял до тех пор, пока что-то или кто-то не опрокинул его под крепиду тропы. 

 

Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

Ил. 3. Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

 

Вот в таком положении, опрокинутый ли злой рукой или случайным стечением внешних причин, валяется среди каменного хаоса верховий балки Босаа этот каменный  придорожный столбик неизвестного времени создания, на лицевой поверхности которого просечены линейные знаки неизвестного назначения. Могу ошибаться, но мне также  неизвестно о проведении каких либо археологических разведок вокруг него.

Это место и будет  целью  нашей  прогулки выходного дня.  Мне же остается здесь добавить совсем немного:

- все использованные мною топонимы записаны по материалам топонимической карто-схемы И.Л. Белянского;

 - напомнить, что название Малташская стела, абсолютно неправомочное. Потому  что дорога, на обочине которой стоял этот придорожный столбик, в связку Малташских троп  не входила. Это картографическое заблуждение  Г.А. Никитина, который, вероятно,  никогда  не занимался  реконструкцией древних троп.

 - уточнить, что от моста Капур-Кая современная тропа в направлении на пер. Мердвен поднимается  по правому борту балки Босаа, верхняя часть которой здесь называется  Закан-Дере

Непонятное слово "закан" может быть  искажением  румейских слов  "загман" или "загмата",  означающих  "метка" или "меченая".  Они происходят от слов  из давно забытого в Крыму византийского диалекта старогреческого языка  СТИ́ГМА или  СТИГМА́Т, первая и последняя буква которых  была  греческая  сигма (греч. στίγματος — клеймо, пятно).

 А теперь давайте еще раз посмотрим на эти прорезанные линейные знаки на столбике. Это же, несомненно,  метка, т.е. на румейском  загмата. В этих знаках мне даже угадываются элементы написания прописной греческой буквы Σ.  Что эта метка означала для тех, кто ее оставил - мы, наверняка, уже никогда не узнаем.  Но явный греческий след в этом  топониме  может означать, что оно возникло несколько сот лет назад, когда румейская диаспора ещё составляла значительную часть населении юго-западного Крыма. И тогда получается, что эти линейные знаки на  придорожном столбике тоже могли быть высечены  именно в те времена, а отнюдь не в 19 веке.

PS. Большая часть постов из той темы «Каменная стела в балке Малташ-дере»  уже удалена, вероятно, модераторами Севфорума. А жаль. Они были в меру забавными и очень поучительными. Но я помогу вам их вспомнить к вопросу о благодарности человеческой.

 Октябрь. 2012 г. Севфорум. Тема: "Каменная стела в балке Малташ-дере" (продолжение обсуждения после нашей находки стелы):

skirp 23 окт, 2012, 15:04:

На днях группа энтузиастов обратилась за информацией по малташской стеле к куратору данного археологического района, известному археологу и автору таких книг как: "Крепости и замки Южного берега Крыма. Мир крымского средневековья", "Ласпи: от Айя до Сарыча. Историко-географические очерки", а также целого ряда путеводителей и фотоальбомов, Алексею Валериевичу Иванову. Был получен ответ, что местонахождение объекта археологам известно и является он межевым столбом XIX века, не представляющим археологической ценности.

…X 23 окт, 2012, 21:36:

skirp писал(а): На днях группа энтузиастов обратилась за информацией по малташской стеле к …известному археологу и автору...  Алексею Валериевичу Иванову. 

Не смешите! Этот "специалист" по черепушкам хрен от редьки отличить не может!... Такому же известному чудаку на букву "М", как и его папочка , который великий ученый , великий полководец , академик академии околовсяческих наук и большой знаток межгалактических тайн Севастополя .... Не смешите хоть знающую публику , чай не лохи собрались !

 skirp 24 окт, 2012, 7:20:

 …X писал(а): Не смешите ! Этот "специалист" по черепушкам хрен от редьки отличить не может !

 Тем не менее, это не только его мнение, на объекте официально поставлен крест - 19 век.

 Catus Marinus 24 окт, 2012, 10:23:

В личной беседе А.В. Иванов просил передать что никаких энтузиастов он не консультировал, если стела не будет лежать там где сейчас лежит (а она именно лежит) энтузиастам вырвут ноги. А отдельно господину …X объяснить, что В.Б. Иванов ему не токмо не папа, а даже не однофамилец, а таких как …X знающих петухов он на своем ржавом циркуле вертел.

skirp 24 окт, 2012, 11:46:

Catus Marinus писал(а): ...никаких энтузиастов он не консультировал... ...энтузиастам вырвут ноги.

Ну, если врать просто нехорошо, то угрожать еще и глупо.