Mobile menu
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show

Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

ТРОПА  КЕППЕНА и КАМЕНЬ С РУНАМИ.

Глава 1. История  «потери», поиска и обретения памятника.

13 января 2012 г. на севастопольском городском форуме в ветке "История нашего Города" была открыта тема под интригующим названием «Каменная стела в балке Малташ-дере»:

 Топикстартер Skifos«…Она упоминается в работе: Никитин Г.А. "О древних памятниках на горе Крестовой, у с. Пещерное и Чертовой лестницы" //ИАДК, Киев, 1957.  Кто-нибудь слышал об этом памятнике?...» : О древних памятниках на горе Крестовой. У села Пещерного и Чёртовой лестницы Г.А. Никитин

По мнению уважаемого  skifos, который  ссылался  на материалы  Лингвофорума (http://lingvoforum.net/index.php?topic=11910.0), сейчас недоступные:  «…надпись представляет уникальный образец письменности, предварительно относимый к кизил-кобинскому периоду».

 Мне трудно предположить, что «курили» участники Лингвофорума, когда писали эти строки, но  в статье краеведа Г.А.  Никитина, разумеется, таких "смелых" утверждений не было. Там речь шла о найденной  в 1948 г. придорожной стеле. 

 

 «На дороге из села Родниковое… к перевалу «Чертова лестница» на половине пути к высшей точке перевала (так наз. Бизюку) в сентябре 1948 г. нами был обнаружен небольшой каменный столб со знаками в виде линейных нарезок глубиной 3-5 мм, расположенных по вертикали. Этот столб стоит около дороги за пересохшим руслом речки, в нескольких шагах от скалы с пещерой, которая находится на противоположной стороне дороги.

Столб плотно укреплен в гнезде, выложенном из камней. Он сделан из характерного для этих мест серого известняка. Высота его над уровнем дороги 1м, ширина внизу 0,35 м, вверху 0,25 м, поверхность грубо обработана (рис.4). Насколько известно, аналогичных памятников в юго-западном Крыму до сих пор не встречалось. Выветрившаяся поверхность камня и характер знаков говорят в пользу предположения о значительной древности данного памятника. Может быть, он относится к средневековому времени. В связи с этим уместно вспомнить, что старинное название балки «Малташ Дере», через которую проходит дорога на перевал, означает Торговая; название это восходит, по мнению Н. И. Репникова, к далёкой древности. (Н. И. Репников. Предполагаемые древности тавров. ИТОИАЭ, т.1 (58), стр.140).  В свете указанных топонимических данных каменный столб со знаками представляет бесспорный интерес»

Интрига темы Севфорума  «Каменная стела в балке Малташ-дере» состояла в том, что найденный в 1948 г. Г.А. Никитиным  памятник позже был «потерян». В том смысле, что якобы было забыто его местонахождение. Учитывая серьёзные  неточности в авторском описании расположения объекта, его «потеря» могла быть вполне закономерна. 

Например, в той статье Н.И. Репникова, на которую ссылается сам Г.А. Никитин чётко написано, что  «… Естественный кратчайший исстари путь из самой большой долины, объединяющей всё юго-западное нагорье… и доныне идёт на плоскогорье Яйлы к Мердвену через современную деревню Сахтик  ущельем Малташ-Дере (Торговая Балка)…».

 Краевед Г.А. Никитин должен был прекрасно понимать, что дорога из села Родниковое к перевалу «Чёртова лестница» (Мердвен)  никоим образом не может проходить через ущелье Малташ-Дере!!! Тем не менее  он в своём описании зачем-то связал расположение стелы  с Торговой Балкой, в устье которой сейчас находится уже восточная окраина села Орлиного – Павловка.  

Более полугода на Севфоруме  протекало вялое  обсуждение этой темы, в ходе которого, тем не менее, выяснилось, что этот столбик известен как «…Камень с "рунами", так описал мне его господин Кожуховский - директор клуба туристов, года 2-3 назад. Думаю, он действительно стоит до сих пор рядом с дорогой из Родникового на Чёртову лестницу, вот, только на какой именно дороге не ясно. В своё время не поставил точки на карте...» (kalxas).

Несколько групп наиболее активных севастопольских форумчан даже предприняли разведки местности:

- «…На прошлых выходных прочесывали устье балки ведущей из Родниковского на Чертову лестницу в поисках данного памятника так и ничего не нашли…» (Евгенич);

- «…Прошли сегодня Малташ-Узень, - увы... Поняли - там камень нужен - так как после выхода из балки дорога местами как-бы растворяется, даже сами под конец не заметили как свернули с дороги на чертову...» (kalxas).

 

Уважаемый ялтинец skirp специально для севастопольских поисковиков  разместил  фотоиллюстрацию искомого столбика  из статьи Г.А. Никитина:

 Фотография столба со знаками из публикации Г.А. Никитина.

Ил.1. Фотография столба со знаками из публикации Г.А. Никитина.

 

 Однако, упоминание топонима «Бизюк» лишь усугубляло путаницу в описании расположения объекта, и все его поиски оказались безуспешными.

После этого один из участников Севфорума (не имею желания оставлять его имя в этой истории) некто  ….X стал уверенно хвастать (цитирую в сокращении):

 «… это тот столб… - 99% - это надгробие... Мне такие однотипные попадались… несколько штук…  рисунок естественно другой, но однотипный… парочка штук… идентифицировались как надгробия (на грунте чётко читались могилы, огороженные каменной оградой с вросшим в землю надгробием) на ещё не разграбленных могильниках (на Бойко, на Давульджи), ещё парочку наблюдал в разграбленных могильниках (Симеиз и Демерджи) - судя по хабару - поздняя античность - раннее средневековье, скорее всего - гото-аланы. Там… в Молташ-дере парочка поселух имеется, соответственно и могильник должен быть, тем более если эта хрень стоит рядом с дорогой - древнии попуасы любили могильники устраивать у дорог....или дороги рядом с кладбищами прокладывать...»

Не знаю, кто скрывался под ником ….X  на Севфоруме, но человек, который называл  уникальные памятники своей родины – хренью, а их создателей – «древними попуасами»,  и при этом откровенно  намекал, что  он сам  эти памятники грабит, мне лично очень не симпатичен. Поэтому, когда обсуждение той темы на Севфоруме  зашло в тупик, я не особо огорчился. 

 Однако я  тогда же поставил себе  цель разгадать загадку описания Г.А. Никитина и попытаться найти этот придорожный столбик. Информационную помощь в этой задаче мне оказала уважаемая Н.П.Турова (г.Ялта), снабдившая меня документальными первоисточниками, необходимыми для анализа текста.

18 октября 2012г. в разведке на местности  вместе со мной принимали самое активное участие уважаемые ялтинцы vedmedik и skirp, практическими совместными усилиями которых искомый объект был успешно обнаружен после нашего почти 2-х часового  поиска  в этом районе.

И У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ С ПЕРВОГО ЗАХОДА!!!

Моей личной  заслугой в этом поиске были лишь инициатива найти и скрупулезный анализ исходных текстовых документов, на основании которого мне удалось правильно локализовать район поиска - выше скального моста Капур-Кая, но ниже развилки троп на Бизюку. Ну и ещё, конечно, привязка к местности самого скального моста, расположение которого было непонятным до тех пор, пока я не определился с направлением старой тропы, правильно показанной на карте Кеппена. Никому ведь до меня в голову не приходило, что ещё 200 лет назад тропа из Скеля к Мердвену, упоминаемая многими путеописаниями XIX в., шла  по иному маршруту, который пересекал ущелье Боса. И поэтому мост был тут нужен отнюдь не мифический, а настоящий. 

Теперь у меня есть все основания заявить, что:

- местонахождение так называемой Малташской стелы было описано у Г.А. Никитина настолько  путано, что вызывает мои подозрения в умышленности сокрытия им информации;

- в целом, если не принимать во внимание авторские ссылки на авторитетность высказываний Н.И. Репникова о Малташ-Дере, расположение объекта  на дороге из Родникового к перевалу Мердвен  верное - такая стела действительно находилась по указанному «точному адресу» - «…стоит около дороги за пересохшим руслом речки, в нескольких шагах от скалы с пещерой…».

Ищите и обрящете!

 - и мы её нашли, осмотрели, сфотографировали и записали координаты;

- и сообщили эти координаты севастопольским археологам, а сами тут же их «забыли».

Мое личное мнение: истинное место этому "Камню с рунами" - в музее, а не где-то в каменном хаосе верховий балки Боса, если мы не хотим его потерять еще раз и (очень вероятно), что в этот раз получится навсегда. 

Тогда в 2012г. крымское туристическое сообщество предлагало свою помощь учёным в доставке этого камня в Херсонесский музей. Однако,  куратор по археологии этого  района А.В. Иванов, увы,  имел другое мнение  – это «…межевой столб XIX в…,  для современных исследователей он интерес не представляет…». И очень настойчиво предложил нам оставить этот камень на месте и забыть о нём. Но я всё же после почти 9 лет молчания решил  записать эту историю,  пока ещё моя память удерживает  мелкие, но интересные её подробности. И в то же время мой жизненный опыт подсказывает, что сокрытие информации никогда не даёт гарантии сохранности памятника, а  может лишь немного отдалить по времени его окончательную утрату. 

Но пока этот спорный исторический памятник до сих пор остаётся на своём месте, я предлагаю вам всем совершить со мной небольшую прогулку к нему  по местным тропам древних торговых путей. 

Глава 2. Маршрут прогулки выходного дня или опыт реконструкции маршрута древнего торгового пути из деревни Скеля на перевал Мердвен.

 Если вы будете также внимательны, как и  я, рассматривая  на карту Кеппена (Карта Южного Крыма к сборнику Петра Кеппена. Издана по распоряжению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова в 1836 году. Масштаб: в 1 английском дюйме 4 версты)., то легко заметите, что показанная  там  тропа из Скеля через перевал Мердвен была проложена   иначе, чем  проходит сейчас (см. ил.2). 

 

Карто-схемы маршрутов торговых путей из Байдарской долины на перевал Мердвен.

Ил. 2. Карто-схемы маршрутов торговых путей из Байдарской долины на перевал Мердвен.

 

Современная  тропа поднимается исключительно по правому борту р. Боса вдоль оврагов Капур-Кая-Дере и Закан-Дере до самых её истоков в урочище Балчык

 Этот путь, несомненно, самый короткий, но не самый проходимый в период интенсивного таяния снега на яйле.  Тогда обильные весенние воды устремляются вниз по 4-м коротким оврагам в межгорную котловину (см. ил.2; т. Котловина), надолго затапливая и заболачивая её.  А зимой эта же местность может быть засыпана очень глубокими снегами. Вероятно,  по этой причине   древний торговый путь  из Скеля   на яйлу к перевалу Мердвен проходил иным путём – пересекая русло балки Боса по естественному скальному мосту Капур-Кая (см. ил.2; т.Капур-Кая). Уверен также, что  именно этот скальный мост дал некогда название для всей нижней части  балки  Боса  - оврага  Капур-Кая-Дере. 

Далее старая тропа поднималась вдоль  восточного  склона  горы Хазанджи до выхода в район перевала Анахлы-Бель  на её южном гребне.

Здесь тропа из Скеля соединялась с Календской тропой, а на следующем перевале  Пилав-Тепе  к ним присоединялась ещё одна тропа - Малаташ Восточная, выходящая из района селения Сахтик по левому борту ручья Урман-Су.

 Я предполагаю, что именно эта общая дорога к перевалу Мердвен, образованная  соединением  отдельных вьючных троп из разных районов обширной Байдарской долины, в древности   называлась Малташской

Это соединение троп в один общий тракт на яйле было также необходимо для обеспечения безопасности передвижения грузов и людей  в те неспокойные времена христианского средневековья в Крыму. Когда же с укреплением  ханской государственной власти  при активном  содействии  этому Османской администрации   дорожная безопасность была обеспечена жестокими мерами физического воздействия по отношению к её нарушителям, то маршруты этих троп стали более свободными в выборе своего пути. Но каждая из них навсегда  сохранила «воспоминание» о былом единстве в одном из вариантов своего названия. Поэтому  Малташских троп всегда было несколько.

 Для удобства  мы выберем путь нашей прогулки в обратном направлении - от перевала Мердвен до выхода на старую Скельскую тропу,  следы  которой в рельефе еще читаются и на перевале Анахлы-Бель, и на спуске  в саму балку Боса.  Тут  есть длинный участок старинной широкой дороги с крепидами  (см. ил.2; т. Крепиды). 

 Гидроним  Боса - это искажение крымско-татарского слова -  босагъа, означающего - порог. Звук мягкого ГЪ между одинаковыми заднеязычными гласными a, и, у  не произносится. Поэтому эту речку или балку  правильнее называть Босаа, но ни в коем случае не Босая!

А  речка Босаа  действительно  весьма  порожистая. Некоторые из её скальных ступеней-порогов достигают столь значительной высоты, чтобы иметь право считаться  водопадами. 

Переправившись по скальному мосту Капур-Кая,   Скельская тропа выходила  на  правый борт балки и вдоль него спускалась  в Скелю (Родниковое). Но из этой же точки продолжалась и  другая тропа, которая и сегодня поднимается  вдоль речки Босаа к ее истокам. Именно на этой ветке, не доходя до ее развилки (см. ил. 2; т. Развилка) на два основных оврага в верховьях, и стоял когда-то этот придорожный столбик с прорубленными на его лицевой грани  линейными знаками. Стоял до тех пор, пока что-то или кто-то не опрокинул его под крепиду тропы. 

 

Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

Ил. 3. Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

 

Вот в таком положении, опрокинутый ли злой рукой или случайным стечением внешних причин, валяется среди каменного хаоса верховий балки Босаа этот каменный  придорожный столбик неизвестного времени создания, на лицевой поверхности которого просечены линейные знаки неизвестного назначения. Могу ошибаться, но мне также  неизвестно о проведении каких либо археологических разведок вокруг него.

Это место и будет  целью  нашей  прогулки выходного дня.  Мне же остается здесь добавить совсем немного:

- все использованные мною топонимы записаны по материалам топонимической карто-схемы И.Л. Белянского;

 - напомнить, что название Малташская стела, абсолютно неправомочное. Потому  что дорога, на обочине которой стоял этот придорожный столбик, в связку Малташских троп  не входила. Это картографическое заблуждение  Г.А. Никитина, который, вероятно,  никогда  не занимался  реконструкцией древних троп.

 - уточнить, что от моста Капур-Кая современная тропа в направлении на пер. Мердвен поднимается  по правому борту балки Босаа, верхняя часть которой здесь называется  Закан-Дере

Непонятное слово "закан" может быть  искажением  румейских слов  "загман" или "загмата",  означающих  "метка" или "меченая".  Они происходят от слов  из давно забытого в Крыму византийского диалекта старогреческого языка  СТИ́ГМА или  СТИГМА́Т, первая и последняя буква которых  была  греческая  сигма (греч. στίγματος — клеймо, пятно).

 А теперь давайте еще раз посмотрим на эти прорезанные линейные знаки на столбике. Это же, несомненно,  метка, т.е. на румейском  загмата. В этих знаках мне даже угадываются элементы написания прописной греческой буквы Σ.  Что эта метка означала для тех, кто ее оставил - мы, наверняка, уже никогда не узнаем.  Но явный греческий след в этом  топониме  может означать, что оно возникло несколько сот лет назад, когда румейская диаспора ещё составляла значительную часть населении юго-западного Крыма. И тогда получается, что эти линейные знаки на  придорожном столбике тоже могли быть высечены  именно в те времена, а отнюдь не в 19 веке.

PS. Большая часть постов из той темы «Каменная стела в балке Малташ-дере»  уже удалена, вероятно, модераторами Севфорума. А жаль. Они были в меру забавными и очень поучительными. Но я помогу вам их вспомнить к вопросу о благодарности человеческой.

 Октябрь. 2012 г. Севфорум. Тема: "Каменная стела в балке Малташ-дере" (продолжение обсуждения после нашей находки стелы):

skirp 23 окт, 2012, 15:04:

На днях группа энтузиастов обратилась за информацией по малташской стеле к куратору данного археологического района, известному археологу и автору таких книг как: "Крепости и замки Южного берега Крыма. Мир крымского средневековья", "Ласпи: от Айя до Сарыча. Историко-географические очерки", а также целого ряда путеводителей и фотоальбомов, Алексею Валериевичу Иванову. Был получен ответ, что местонахождение объекта археологам известно и является он межевым столбом XIX века, не представляющим археологической ценности.

…X 23 окт, 2012, 21:36:

skirp писал(а): На днях группа энтузиастов обратилась за информацией по малташской стеле к …известному археологу и автору...  Алексею Валериевичу Иванову. 

Не смешите! Этот "специалист" по черепушкам хрен от редьки отличить не может!... Такому же известному чудаку на букву "М", как и его папочка , который великий ученый , великий полководец , академик академии околовсяческих наук и большой знаток межгалактических тайн Севастополя .... Не смешите хоть знающую публику , чай не лохи собрались !

 skirp 24 окт, 2012, 7:20:

 …X писал(а): Не смешите ! Этот "специалист" по черепушкам хрен от редьки отличить не может !

 Тем не менее, это не только его мнение, на объекте официально поставлен крест - 19 век.

 Catus Marinus 24 окт, 2012, 10:23:

В личной беседе А.В. Иванов просил передать что никаких энтузиастов он не консультировал, если стела не будет лежать там где сейчас лежит (а она именно лежит) энтузиастам вырвут ноги. А отдельно господину …X объяснить, что В.Б. Иванов ему не токмо не папа, а даже не однофамилец, а таких как …X знающих петухов он на своем ржавом циркуле вертел.

skirp 24 окт, 2012, 11:46:

Catus Marinus писал(а): ...никаких энтузиастов он не консультировал... ...энтузиастам вырвут ноги.

Ну, если врать просто нехорошо, то угрожать еще и глупо.

 

 

 

  

 

 

 

Новые публикации

Малые Ворота (Узкие Ворота, Кучук-Капу, Тырхалу-Богаз, Тулуглу, Алексунун-Богаз). Харпузеянын-Каясы. Хаплузея-Кая(сы). Хопузия-Богаз.

Харпузеянын-Каясы. Вид на Малые Ворота и Хрыколь

Малые Ворота находятся на хребте, отделяющем овраг Тырхалу от южного склона между скальным гребнем Харпузеянын-Каясы и вершиной Хрыколь. Через искусственно расширенную в скальном гребне «калитку» Малых Ворот, на юго-западном краю которой сложен тур камней, проходит частично выдолбленная в скалах старая дорога с крепидами. Она ведет из оврага Тырхалу на юг, к большой поляне, на которой встречается с траверсной дорогой «Чигенитра – Алакат».
От Малых Ворот в северо-восточном направлении на траверс юго-восточного склона массива Хрыколь уходит тропа бывшего планового маршрута № 25, а вниз на север спускается едва заметная тропа в овраг Тырхалу.

Подробнее...

Чигенитра-богаз и Большие ворота — укрепленные в древности перевалы у юго-восточного края Караби. Пещеры Тырхалу-коба (Церковь) и Туакская (Фул)

Чигенитра

Чигенитра-богаз (1050 метров) является самым восточным из основных перевалов главной гряды Крымских гор района больших яил юго-восточного Крыма, а перевал Большие ворота (1005 метров) (Хаплузея-богаз, Биюк-капу, Тырха(в)лу-богаз, Балабан-хапу) — самым западным в районе малых яил и острых гор юго-восточного Крыма («Восточного Крыма»). Оба перевала соединяют район юго-восточного края Караби и начала гребня острых гор «Восточного Крыма» с дорогой, траверсирующей южный горный склон гор в районе турстоянки Чигенитра и родника Суук-су. Непосредственно Чигенитра-богаз связывает юго-восточный край Караби с долиной ручья Алачук (Хун), выводящей в Рыбачье (бывшее Туак). Вдоль левого борта ущелья Чигентра до траверсной дороги ведет хорошо нахоженная тропа. На Чигенитре есть ряд выходов воды, в нижней части ущелья, на его крутом правом склоне расположена пещера Туакская (Фул).

Подробнее...

Партизанское. Родник возле шлагбаума

Партизанское. Родник возле шлагбаума

В 60-и метрах севернее поселка Партизанское расположен второй по счету шлагбаум, закрывающий дрогу на Гурзуфское седло (первый находится на окраине Партизанского, а третий — возле кордона лесника: Партизанское. Кордон. Дорога на Гурзуфское седло. Озеро на кордоне). 

Подробнее...

Партизанское. Кордон. Дорога на Гурзуфское седло. Озеро на кордоне

Партизанское. Кордон

 Выше поселка Партизанское, недалеко от низовий ущелья Авунды на одном из крутых поворотов дороги, ведущей на Гурзуфское седло находится кордон лесника. Тут находится третий по счету, если считать снизу, шлагбаум, запирающий дорогу в заповедник (два предыдущих расположены возле Партизанского, смотри: Партизанское. Родник возле шлагбаума). 

Подробнее...

Кардыч-Йол — тропа на восточном склоне Никитской яйлы

Кардыч-Йол — тропа на восточном склоне Никитской яйлы

Очень краткое описание трэка прохода на Никитскую яйлу по тропе Кырдыч-Йол, проложенной по склону севернее скалы Кучук-Кардис-Кая. Тропа сохранилась только фрагментарно в верхней и нижней части. В центральной части подъема, на крутых склонах в настоящее время есть только звериные тропы.

Подробнее...

Биюк-Кардис-Кая – Кардыч-Йол. Родник на обочине пожарной дороги на восточном склоне Никитской яйлы

Биюк-Кардис-Кая – Кардыч-Йол. Родник на обочине пожарной дороги на восточном склоне Никитской яйлы

На обочине пожарной дороги, траверсирующей восточной склон Никитской яйлы, под скалой Биюк-Кардис-Кая есть слабый, но оборудованный бетонным двухкамерным каптажем и железной трубой перелива родник. Место выхода трубы родника расчищено от камня. Дебит родника весьма слабый. Рядом от него начинается тропа на Никитскую яйлу Кардыч-Йол.
Фото каптажа предоставлены мне Михаилом Леонтьевым (я его впопыхах пропустил).

Подробнее...

Борисыча родник к югу от Беседки ветров. Бассейн Авунды. Пожарная дорога на кромку Гурзуфской яйлы. Ветрозаградительная стенка

Борисыча родник к югу от Беседки ветров. Бассейн Авунды. Пожарная дорога на кромку Гурзуфской яйлы. Ветрозаградительная стенка

Родник Борисыча находится возле старой пожарной дороги, под кромкой Гурзуфской яйлы, в 670-и метрах к югу от Беседки ветров. Родник представляет собой небольшую лужу из которой иногда вытекает слабый и короткий водоток. Возле выхода воды, поперек водотока из грунта выступает фрагмент обработанной древесины, возможно край деревянной колоды. Раньше на роднике было донная часть металлической бадьи (информация от Александра Шишадского).

Подробнее...

Носиков курган над Шавхавской балкой между Вишенным и Джавлушем. Белогорский район Крыма

Носиков курган над Шавхавской балкой между Вишенным и Джавлушем. Белогорский район Крыма

К северо-северо-западу от Вишенного Белогорского района, между Вишенным и остатками поселка Джавлуш, в над правым слоном средней части неглубокой степной балки Шавхавская или Чокур-Дере (названия по И. Белянскому) находится курган, получивший у местных название Носиков.

Подробнее...

Вишенное – Джавлуш. Шавхавская балка. Колодец. Белогорский район Крыма

Вишенное – Джавлуш. Шавхавская балка. Колодец. Белогорский район Крыма

К северо-западу от Вишенного Белогорского района, между Вишенным и остатками поселка Джавлуш, в верховьях неглубокой степной балки Шавхавская или Чокур-Дере (названия по И. Белянскому) находится колодец (точка на схеме «колодец в балке»).

Подробнее...

Березы. Реликтовая роща крымских берез на склоне Бабугана над Яман-Дере

Березы. Реликтовая роща крымских берез на склоне Бабугана над Яман-Дере

Северный склон Бабугана для этой яйлы является самым отвесным и обрывистым. Над верховьями ущелья Яман-Дере, непосредственно над правым притоком Узень-Баша ручьем родника Ахата-Шлар (название по И. Белянскому) находится высокая скала Куш-Кая (название по И. Белянскому) рассеченная наклонной полкой на две ступени. И по этой полке, и у подножия скал возможны проходы. Более крутым и зрелищным является маршрут по полке. Полка имеет два уровня: доступный для полного прохождения верхний и тупиковый нижний, не доходящий некоторое расстояние до кромки яйлы. По полке я проходил 2 раза и оба раза на спуск, что и другим советую.

Подробнее...

Сухая балка или Фундук-Дере (Малаба) — правый приток Алаки

Сухая балка или Фундук-Дере (Малаба) — правый приток Алаки

В низовьях реки Алака, ниже последних водопадных уступов и траверсной тропы к Каменным грибам, в ущелье приходит почти всегда сухое русло правого притока. На схеме И. Белянского оно носит название: Сухая балка или Фундук-Дере, или Малаба. Первое название — Сухая балка — полностью себя оправдывает: воды там действительно очень мало: только один слабый родник в русле, представляющий собой лужу, из которой вытекает ручей и его вторичный выход ниже по течению примерно такого же вида. При нашем посещение водотока в русле не было, но лишь его фрагменты или лужи. Почти нет тут в отличии от Алаки и водопадных уступов, только два: верхний паводковый выше родников, и нижний над вторым родником, совсем неинтересный и заросший кустами.

Подробнее...

Босна восточный — перевал на востоке Северной Демирджи (Демерджи). Родники на склоне. Чиплах-Хыр (Хырдыш), Чергун-Али (Чургун-А) и Хырдышлых

Босна восточныйПеревал Босна Восточный находится на восточной оконечности Северной Демирджи и представляет собой грунтовую дорогу, поднимающуюся параллельно скального хребта Чергун-Али или Чургун-Али и возвышенности Чиплах-Хыр или Хырдыш и (название со схемы И. Белянского). От района утеса Биас-Таш к району вершины Диплис. Название перевала Босна Восточный взято со схемы И. Белянского и книги Н.В. Закалдаева «Пешком по Крыму: перевалами Горного Крыма». При этом у Закалдаева есть некоторая путаница в характеристиках перевалов Босна Восточный и Босна Западный, а присутствие в названии перевала топонима «Босна» очевидно связано с тем, что на его схеме вершины Босна и Диплис переставлены местами.

Подробнее...

Василь-Дере — овраг на левом борту Алаки. Выход с водопадов на тропу «Джурла – Джур-Джур»

Василь-Дере — овраг на левом борту Алаки. Выход с водопадов на тропу «Джурла – Джур-Джур»

Выше водопада Гейзер, начиная от тропы пересекающей среднее течение Алаки, возможен подъем (или спуск) левым бортом ущелья по неглубокому, но крутому оврагу Василь-Дере (название по И. Белянскому). 

Подробнее...

Оксек-Бурун - отрог над Мастреизом возле перевала Джунын-Кош-Богаз, долина Уч-Коша. Перевал Оксек Южный. Район Ялты.

Оксек-Бурун - отрог  над Мастреизом возле перевала Джунын-Кош-Богаз, долина Уч-Коша. Район Ялты.

 

К северо-востоку от перевала Джунын-Кош-Богаз расположен отрог Ялтинской яйлы, водоразделом между оврагами правых притоков Уч-Кош, Мастреиз и Оксек. От скалы Хысыр-Кая (начало тропы в точке "начало у Хысыра") на «Вторых воротах» Уч-Коша («Грот Любви») по гребневой части отрога мыса Оксек-Бурун ведет тропа до соединения с траверсной тропой правого борта Уч-Коша называемой «920-ая». Сюда же, только на 100 метров западнее к камню-ориентиру «Пирамида» (условное название, также смотри: Пирамида) выводит серпантин старой тропы «Мастреиз – отрог Оксека» от родника «Восьмерка» на Мастреизе.

Подробнее...

Ай-Лия – тропа «Джурла – водопад Джур-Джур»

Ай-Лия – тропа «Джурла – водопад Джур-Джур»

В районе скал Биас-Таш у южного подножия Северной Демирджи есть родник Ай-Лия (Ай-Йори). От него, вдоль тальвега слабовыраженного ливневого оврага возможен подъем «в лоб» по крутому склону до тропы, ведущей от Джурлы на водопад Джур-Джур. Никаких характерных особенностей, ориентиров, троп или горизонтальных площадок (кроме самого верха подъема) в этих местах нет, разве что калитка в скалах (точка «калитка 251»), рядом с которой восточнее есть еще одна. Заканчивается подъем в точке «выход на тропу 256» на тропе на водопад Джур-Джур, рядом с развилкой на поляны скалах Хандыл-Хая.

Подробнее...

Ай-Лия (Ай-Йори) — родник в районе скал Биас-Таш у южного подножия Северной Демирджи. Развалы храмов. Милицейские поляны

Ай-Лия — родник в районе скал Биас-Таш у южного подножия Северной Демирджи.

 Ай-Лия (Ай-Йори) — родник в овраге Ай-Йори (название со схемы И. Белянского) к юго-западу от скал Биас-Таш, между Биас-Таш и Шан-Кая. Родник оборудован бетонной плотиной с двумя керамическими трубами. Плотина украшена орнаментами, в том числе изображением бабочки,  двумя шишками и рельефным квадратом между ними. Декоративные шишки и квадрат подобны тем, которые встречаются на оборудованных родниках западной части Крымских гор, например на источниках Стили, например Коз-Яман-Таш или Испари — исток Стили.

Подробнее...

Кардыч-Йол — забытая тропа из Гурзуфа на Никитскую яйлу

Фото-панорама ЮВ склонов Никитской ЯйлыПризнаюсь, что я сам впервые узнал о существовании  тропы Кардыч-Йол из публикации статьи И.Л. Белянского "Загадка Кеппена" в сборнике "Топонимика Крыма" 2010 г.:

"...Минуя трехэтажные утёсы Айлия-Сырым — они слева — и перебравшись через пологий холм Никита-Буруну, дорога соединяется с поднимающейся со стороны Гурзуфа тропой Кардыч-Йол..."  

Кардыч - это позднее русскоязычное  искажение слова  кардис из лексикона ромейских греков, депортированных из Крыма в 1778 г. по инициативе  российской императрицы Екатерины II под предлогом освобождения единоверных братьев-христиан от векового магометанского гнёта.

Кардис означает внутренность или сердцевина (происходит от греч. kardia - сердце).

Тропа Кардыч-Йол, огибая с северо-востока скальный массив Кучук-Кардис-Кая,  поднимается на плато Никитской яйлы с выходом в его центральную (внутреннюю) часть. 

Подробнее...

Демирджи (Демерджи) Северная, Перья. Перевалы Диплис Южный (Перья) и Диплис Северный. Ручей Гидропостовский (Кара-Узень), овраг Бузаджи

Демирджи Северная, ПерьяНа восточной оконечности Северной Демирджи, возле вершин Босна и Диплис, над ущельем Хап-Хал есть место именуемое у туристов "Перья". Перьями называются живописные и эффектные острые скальные гребни параллельными грядами уходящие вниз, в ущелье Хап-Хал по крутому склону яйлы. Ранее не особо известная природная достопримечательность получает особую популярность в конце "нулевых" годов благодаря джиперскому "горному извозу".  Сюда накатывается ранее едва заметная дорога для сенокосов, а возле главной видовой площадки появляется выбитая колесами и тысячами ног почти голая площадка. Позже, с пресечением бесконтрольных поездок, в эти места ситуация улучшилась. 

Подробнее...

Малбанын-Хыры (Малаба) — вершина в районе Семидворья – Сотеры – Алаки – Еды-Евлера. Древнее укрепление на вершине

Малбанын-Хыры (Малаба) — вершина в районе Семидворья – Сотеры – Алаки – Еды-Евлера. Древнее укрепление на вершинеВозле юго-восточного побережья Крыма, в районе Семидворья, находится небольшая вершина Малбанын-Хыры (Малаба). Она находится на юго-западном окончании водораздельного хребта между долинами рек Еды-Евлер (вар. Эды-Эфлер или Едыфлер согласно Союзкарте) и Алака. Вершина широкая и плоская, и она и ее склоны покрыты сосновыми посадками.
Описание всего остального водораздела между долинами рек Еды-Евлер (Едыфлер) и Алака находится здесь:

Подробнее...

Дырявый кулуар (Тешик-Богаз, Копек-Богаз, Демир-Капу-Богаз). Массив Ахлаплых – Курушлюк-Бурун. Район Бойка – Сатира. Соколиное

Дырявый кулуар (Тешик-Богаз, Копек-Богаз, Демир-Капу-Богаз). Массив Ахлаплых – Курушлюк-Бурун. Район Бойка – Сатира. Соколиное

Кулуар, о котором пойдет речь, расположен над поселком Соколиное, на скалах Буюка-Кая или Буюк-Кая, или Борсук-Кая (названия согласно схеме И. Белянского) западного склона массива Ахалаплых или Курушлюк (название согласно схеме И. Белянского), к югу от устьевой части ущелья согласно Белянского называемого «овраг Тар-Богаз» (расхожее название — Бойкинский каньон), а в нижней части (ниже скал) опять же по Белянскому именуемого «овраг Дере». В точке перехода Тар-Богаз в овраг Дере, на последнем скальном уступе находится Бойкинский водопад.

Подробнее...

Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии

Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии

 

Сборник археологических и исторических статей о средневековом Крыме "Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии", в том числе О.И Домбровский "Средневековые поселения и "исары" крымского южнобережья" и И.А. Баранов "О восстании Иоанна Готского"

Подробнее...

Исары. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма Л.В. Фирсов

Исары. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма Л.В. Фирсов

Исары. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма Л.В. Фирсов

Подробнее...

О древних памятниках на горе Крестовой. У села Пещерного и Чёртовой лестницы Г.А. Никитин

Малташская стела. О древних памятниках на горе Крестовой. У села Пещерного и Чёртовой лестницы Г.А. Никитин

О древних памятниках на горе Крестовой. У села Пещерного и Чёртовой лестницы Г.А. Никитин

Подробнее...

Археологическое обследование Курцово-сабловской долины в 1950 г. А.А. Щепинский

Малташская стела. Археологическое обследование Курцово-сабловской долины в 1950 г. А.А. Щепинский

Археологическое обследование Курцово-сабловской долины в 1950 г. А.А. Щепинский

Подробнее...

О локализации страны Дори. Э.И. Соломоник, О.И. Домбровский

О локализации страны Дори. Э.И. Соломоник, О.И. Домбровский

 

Статья Э.И. Соломоник, О.И. Домбровского о местоположении в Крыму страны готов Дори, в 6 веке упомянутой Прокопием Кесарийским"

Подробнее...

Исследования Неаполя Скифского (1945 – 1950 гг) П.Н. Шульц

Исследования Неаполя Скифского (1945 – 1950 гг) П.Н. Шульц

 

Статья П.Н. Шульца по итогам работы Тавро-скифской экспедиции на Неаполе Скифском в 1945 – 1950 годах"

Подробнее...

Некоторые памятники палеолита и мезолита в восточной части горного Крыма О.Н. Бадер

Некоторые памятники палеолита и мезолита в восточной части горного Крыма О.Н. Бадер

 

Ряд стоянок эпохи каменного века в гротах и на открытых местах в Восточном горном Крыму"

Подробнее...

Средневековые памятники Бойки О.И. Домбровский

Средневековые памятники Бойки О.И. Домбровский

 

Средневековые памятники района Бойка – Сатира и Большого каньона"

Подробнее...

От кого могли защищать в Крыму «Длинные стены» Прокопия? Е.В. Веймарн

От кого могли защищать в Крыму «Длинные стены» Прокопия? Е.В. Веймарн

 

Об раннесредневековых оборонительных стенах на Главной гряде Крымских гор. Чатырдагское укрепление.

Подробнее...

Бойка, западный склон. Тропа Эрикма. Район Соколиного

Бойка, западный склон. Тропа Эрикма. Район Соколиного

Вдоль северной границы скального бастиона западного склона горы Бойка возможен подъем наверх по весьма крутому кулуару. На схеме И. Белянского он называется «тропа Эрикма».

Подробнее...

Кружка — родник под западным склоном горы Бойка возле лесной дороги

Кружка — родник под западным склоном горы Бойка возле лесной дороги

Родник Кружка находится у обочины дороги, поднимающейся под западный склон горы Бойка в верховьях пологого оврага.

Подробнее...

Вигля, Баш-Пармах, Кызыл-Кая, Камышлы-Оба — вершины возле поселка Веселое (Кутлак) Судакского района Крыма

Вигля и Баш-Пармах

Гора Вигля находится на юго-западном продолжении водораздельного хребта Орта-сырт и лежит между Кутлакской долиной и долиной реки Ворон. Гора занимает значительную площадь, имеет уплощенную верхнюю часть с востока и севера покрытую сосновыми посадками. Вершина открыта, четко выражена, на ней находится тур камней. Хребет основного водораздела подходит к Вигле с северо-востока – севера, от района вершины Амбулапла и оврага Су-Чаптран.

Подробнее...

Кызыл-кая: каменные ящики на гребне. Район пос. Веселое Судакского района Крыма

Кызыл-кая: каменные ящики на гребне. Район пос. Веселое Судакского района Крыма

 

На хребте Кызыл-Кая находится небольшой комплекс каменных ящиков. Ящики выполнены из тонких пластов песчаника и лишены закладных плит. Четко видны контуры четырёх погребальных сооружений. Место их локализации изобилует разбросанными по поверхности булыжниками. В 100 метрах северо-восточнее расположена обособленная каменная наброска (развал?) рядом с которой есть плантация опунции площадью около 3-х кв метров.

Подробнее...

ТРОПА КЕППЕНА и КАМЕНЬ С РУНАМИ

Малташская стела или "Камень с рунами". Современное состояние.

ТРОПА  КЕППЕНА и КАМЕНЬ С РУНАМИ.

Глава 1. История  «потери», поиска и обретения памятника.

13 января 2012 г. на севастопольском городском форуме в ветке "История нашего Города" была открыта тема под интригующим названием «Каменная стела в балке Малташ-дере»:

 Топикстартер Skifos«…Она упоминается в работе: Никитин Г.А. "О древних памятниках на горе Крестовой, у с. Пещерное и Чертовой лестницы" //ИАДК, Киев, 1957.  Кто-нибудь слышал об этом памятнике?...» : О древних памятниках на горе Крестовой. У села Пещерного и Чёртовой лестницы Г.А. Никитин

По мнению уважаемого  skifos, который  ссылался  на материалы  Лингвофорума (http://lingvoforum.net/index.php?topic=11910.0), сейчас недоступные:  «…надпись представляет уникальный образец письменности, предварительно относимый к кизил-кобинскому периоду».

 Мне трудно предположить, что «курили» участники Лингвофорума, когда писали эти строки, но  в статье краеведа Г.А.  Никитина, разумеется, таких "смелых" утверждений не было. Там речь шла о найденной  в 1948 г. придорожной стеле. 

Подробнее...

Каменная «карта звёздного неба» Ена Андрей, Ена Александр

Каменная «карта звёздного неба» Ена Андрей Васильевич, Ена Александр Васильевич

 

Статья в журнал «Полуостров сокровищ»

Крым, Симферополь

Подробнее...

Демирджи Южная, средний траверс от ручья Тапшан-гя или Еды-Евлер (вар. Эды-Эфлер или Едыфлер согласно Союзкарте) и водопада «Космос» до Лучистого

Демирджи Южная, средний траверс от Едыфлера и водопада Космос до Лучистого

От восточного начала Коровьей тропы на полянах у подножия Южной Демирджи начинается еще одна траверсная тропа, которую условно можно назвать «Средней» (голубая линия на схеме), поскольку проложена она между Коровьей тропой и дорогой траверсирующей склон намного ниже (Демирджи Южная, нижний траверс от Алаки и водопада Гейзер до Лучистого).
Смыл в этом среднем траверсе может быть только один — выйти к скальному уступу в русле Еды-Евлера, где очень редко бывает небольшой, но достаточно высокий сезонный водопад (водопад Космос).

Подробнее...

Хамбал — хребет на главной горряде Крымских гор между Сугут-обой и Биюк-обой, между долинами Индола и Карагачаа

Хамбал—хребет на главной горряде Крымскизх гор между Сугут-обой и Биюк-обой, между долинами Индола и Карагачаа

 

Хребет Хамбал являет важным транзитным районом при движении по главному водоразделу Главной гряды Крымских гор в широтном направлении. Через него проходит старая туристическая тропа, а теперь уже и дорога соединяющая перевал Маски (или верховья Ай-Сереза) с Эски-юртом (в первую очередь с родником на седловине Кыз-алан).

Подробнее...

Апалы или Арпалы — горный хребет над Переваловкой. Судакский район. Крым

Апалы или Арпалы — горный хребет над Переваловкой. Судакский район. Крым

К югу от поселка Переваловка, на главном хребте Крымских гор, к востоку от Грушевского перевала (Тат-гора) находится хребет Арпалы (Апалы). На картах начиная от второй половины ХХ века он называется Апалы, при этом теряется буква «р» которая присутствовала на верстовой карте XIX века. Гребневая часть хребта Арпалы в основном открытая, с хорошими видами. В высшей его точке над геодезическим репером стоит вышка четырехгранного сигнала.

Подробнее...

Чиплах-кая — вершина в районе Лесного. Судакский район. Крым

Чиплах-кая — вершина в районе Лесного. Судакский район. Крым

К северо-востоку от поселка Лесное, над ущельем Одабашин-дереси и долиной Аджи-бей находится небольшая, отдельно расположенная вершина Чиплах-кая. По сути она является южным отрогом хребта Апалы или Арпалы.

Подробнее...

Чатал-кая — вершина над верховьями Карагача. Судакский район. Крым

Чатал-кая — вершина над верховьями Карагача. Судакский район. Крым

Над верховьями долины Карагач Судакского района и Суук-су (пос. Лесное) расположена небольшая живописная вершина Чатал-кая (название согласно вестовой карте не претерпевавшее поздних изменений) или Кошка. Гора представляет собой скальный гребень с живописными острыми скалами-останцами, мимо которых и между которыми возможен проход. Возможен и сквозной проход через вершину по направлению север-юг.

Подробнее...

Джурга-Каялар и Джурга-Бахчи – скальный массив и балка у его подножия южнее поселка Глубокий Яр (Улаклы)

Джурга-Каялар и Джурга-Бахчи – скальный массив и балка у его подножия южнее поселка Глубокий Яр (Улаклы)

Недалеко от Бахчисарая, несколько его восточнее, в северных предгорьях Второй гряды Крымских гор находится небольшое село Глубокий Яр, бывшее Улаклы. Расположено оно по большей части в степной зоне и лишь южная (историческая) его часть, состоящая в настоящее время лишь из десятка старых одноэтажных домов с темными пятнами обрушившейся штукатурки на стенах, раскинулась за озером, запирающим вход в живописную долину низовий балок Джурга-Бахчи и Фындыклы-Дере (названия согласно схеме Игоря Белянского).

Подробнее...

Керт-Мелик и Бектемир-Кая — скальные массивы к юго-западу от Скалистого

Керт-Мелик и Бектемир-Кая — скальные массивы к юго-западу от Скалистого

При рассмотрении особенностей массивов Керт-Мелик и Бектемир-Кая приходишь к удивительному выводу, что дополнительную зрелищность и уникальность им придает заброшенный карьер в свое время безжалостно поглотивший весь северо-западный склон этой куэсты. Если юго-восток это типичные для Второй гряды Крымских гор скалы, то северная часть — фантастический амфитеатр уступов старого карьера по добыче пильного камня и бесконечные штабели прошеных тут целых и колотых блоков.

Подробнее...

Авунда или Авинда — ущелье у подножия Никитской яйлы

Авунда или Авинда — ущелье у подножия Никитской яйлы

 

Ущелье Авунды практически нехоженое, троп нет, склоны крутые и камнепадные, имеется значительное количество скальных выходов по склонам и в самом руле. В низовьях, у входа в ущелье, в районе села Партизанское есть ряд родников, смотри:

Подробнее...

Кастополь возле озера. Катькино озеро. Верховья Авунды.

Авунда, Кастополь, Катькино озеро

Родник расположено в верховьях Авунды, в межсезонье достаточно активен, подпитывает водой расположенное чуть ниже мелководное озеро. Необходимость устройства в этом месте резервного водосборника была предложена Рухловым в его труде "Обзор речных долин горной части Крыма".

Подробнее...

Кастополь (Лади 2) — исток Авунды.

Кастополь (Лади 2) — исток Авунды.

Расположен родник в нижней части ущелья Авунды, перед входо в теснину и, судя по всему, является её истоком. Возможно подпитывал когда-то фонтан, расположенный на петле дороги «Партизанское – Гурзуфское седло», где когда-то находился дом лесного обходчика: Нижний фонтан возле Партизанского. Авунда, дорога на Гурзуфское седло.

Подробнее...

Нижний фонтан возле Партизанского. Авунда, дорога на Гурзуфское седло.

Нижний фонтан возле Партизанского. Авунда, дорога на Гурзуфское седло.

Этот заброшенный и пересохший фонтан расположен на повороте длинной петли дороги "Партизанское - Гурзуфское седло", над донным оврагом Авунды, в непосредственной близости от Кастополь нижний (Лади 1?). Рядом расположены остатки фундамента вероятнее всего домика лесного обходчика. От фонтана вниз, на реку ведет дорога.

Подробнее...

Кастополь нижний (Лади 1?) — источник на реке Авунды (Авинды).

  Кастополь нижний (Лади 1?)

Родник расположен в нижней части ущелья Авунды недалеко от села Партизанское. Источник каптирован. Представляет собой сложный комплекс всевозможных каптажных сооружений, связанных трубами.

Подробнее...

Яных-сырт или Аных-сырт. Петроглифы. Солярный знак и чашевидные (чашечковидные) знаки. Пещера

Яных-сырт или Аных-сырт

Возвышенность Аных-сырт (на старых картах Яных-сырт) находится в верховьях ущелья Кучук-ашлама над Старосельем, к северо-востоку от возвышенности Беш-кош.
Плато Аных-сырта покрыто кустарниковым лесом и частично сосновыми посадками. Южная, юго-восточная и восточная кромка плато имеет невысокие скалы с которыми связан целый ряд археологических памятников, представляющих собой выдолбленные в камне знаки-петроглифы. Поверхность плато Аных-сырта имеет множественные неглубокие шурфы с отвалами грунта. В бортах шурфов нередко видны ровные поверхности известняковой скалы. Очевидно это не что иное, как небольшие каменоломни в которых добывали каменные блоки для строительных нужд Бахчисарая. Есть ряд ровных площадок от сколотых блоков с прямыми углами и на скальных обрывах.

Подробнее...

Каракоджа (Кара-Ходжа) или Гришинское святилище. Петроглифы. Чашевидные (чашечковидные) знаки

Каракоджа (Кара-Ходжа) или Гришинское святилище. Петроглифы. Чашевидные (чашечковидные) знаки

 

В степном зоне Крыма между Войково и Гришино, возле шоссе находится наиболее крупное в Крыму святилище с петроглифами в виде чашевидных (чашечковидных) знаков и соединяющих их линий. Согласно заметке первооткрывателя объекта А.А. Щепинского («Исследования в северо-западном Крыму», В.А. Латышева, А.А. Щепинский из сборника «Археологические открытия 1977 года») всего здесь около 150 чашечковидных углублений разного размера, площадь святилища составляет около 50 кв метров, датировка — энеолит или ранняя бронза.

Подробнее...

Чашевидные знаки, чашечковидные знаки, петроглифы. Крым. Примеры

Чашевидные знаки, чашечковидные знаки, петроглифы. Крым. Примеры

В данной подборке приводятся примеры чешевидных (чашечковидных) знаков Крыма на камнях погребальных и святилищных комплексов

 

 

Подробнее...