Mobile menu

Крымский эзотерический туризм

 Крымский эзотерический туризм

Крымский экскурсионный «эзотеризм»


Отрывок из рекламы предлагаемого на Набережной Ялты экскурсионного маршрута «Красная пещера»: «Красная пещера это — точка-матрица, к которой подключены все пирамиды Украины…». Мысль, от которой мурашки бегут по коже: а если хоть кто-то из них действительно в это верит?!



В связи с уменьшением туристического потока и возрастанием конкуренции в сфере туризма в Крыму, нельзя не обратить внимание на качество предоставления экскурсионных услуг. Казалось бы, в настоящее время у всех, занятых данным видом деятельности, не должно быть никаких проблем с получением любой краеведческой информации. Для этих целей существуют множество специализированных сайтов, а так же масса научно-популярной и научной литературы. Для любого желающего не составит никакого труда найти в книжном магазине или в Интернете интересующую информацию.

Однако, как ни парадоксально, но много, надеюсь, что еще не большинство, гидов-экскурсоводов, работающих в Крыму, абсолютно не владеют своей специальностью. Возрастающая конкуренция за кошелёк клиента и жёсткая экономия на профессионализме экскурсоводов привели к тому, что в последнее время всё чаще на экскурсионные маршруты выходят экскурсоВЕДЫ-эзотерики. Критический недостаток знаний в области краеведения и полная некомпетентность с профессиональной точки зрения, компенсируется ими путем создания своих так называемых « авторских экскурсий» на основе информации собственного производства. Говорить о том, подкреплен ли винегрет их личных вымыслов хоть каким-нибудь более-менее серьёзным источником, уже просто не приходится.

Приведу несколько примеров. Ниже процитирована та достоверная, в кавычках, информация, которую выложил один из сайтов «эзотерического» уклона предлагает потенциальным клиентам (речь там идет о долине реки Кизил-Коба, Краснопещерная).

«На подступах к пещере был расположен древний город, остатки фундаментов которого еще хранят былые тайны» — сообщает на сайте «великий специалист» по истории Кизилкобинского урочища. При этом под «древним гордом», очевидно, следует понимать существовавшие там в недавнем прошлом деревни Кизил-Коба (Краснопещерное) и Кучук-Янкой.

Еще один «достоверный факт»: «К сожалению, данная территория долгие годы относилась к землям Министерства обороны СССР и поэтому археологические раскопки и исследования там не проводились» является прямой дезинформацией и обманом - раскопки в урочище и его окрестностях (в том числе и на территории воинской части) проводились регулярно с 1958 года (А. А. Щепинский).

И под занавес главный шедевр: «Долина сама по себе очень энергоемкое место и на ее территории часто бывают проявления различного рода сущностей (огненных, шарообразных, шестигранных)». Ну, что ж, тут можно только печально развести руками и тихонько удалиться, оставив автора наедине со своими сущностями.

Подобные примеры не единичны, но, в большинстве случаев, производители всего этого псевдо-экскурсионного хлама не утруждают себя излишней работой по формированию сайтов и написанию книг, довольствуясь дешевыми буклетиками и рукописными объявлениями. Конечно же, над подобными бреднями можно просто посмеяться, как правило, так и бывает. Но беда в том, что все эти эзотерические зазывалы, собирающие клиентуру на пляжах и набережных Южного берега, в понимании гостей Крыма, не знакомых с курортной спецификой, являются типичным примером крымской экскурсоводческой деятельности. У экскурсантов складывается превратное впечатление, что все, или, по крайней мере, подавляющее большинство крымских экскурсоводов — люди психически нездоровые, с воспалённым навязчивыми идеями воображением и в краеведении, как в таковом, не разбирающиеся.

Создавать «эзотерический турпродукт» экскурсовЕдов понуждает, с одной стороны, востребованность новых, оригинальных, интересных экскурсионных маршрутов. А с другой стороны — банальная лень, некомпетентность и зацикленность на финансовой стороне своей деятельности. К сожалению, работодатели экскурсовЕдов зачастую закрывают глаза на их профессиональные качества, а иногда даже поощряют подобную деятельность, включая «места силы» в линейку экскурсий, порождая «Крымские Шамбалы» в количествах, превосходящих всякое понимание.

Изучение источников, хотя это совсем и не сложно, требует затрат времени сил, тогда как провозглашение любой, крутящейся в голове ахинеи дает повод для бесконечного словоблудия.

Как ни странно, но организаторы подобного «туризма» не могут понять одной простой истины: подавляющее большинство экскурсантов прекрасно понимают истинные причины подобной «духовной продвинутости», и досадливо морщась, стараются пропускать мимо ушей все эти «тонкоматериальные сущности» и «внепространственные пирамиды». Люди их обычно терпят по двум причинам: во-первых, главную свою цель — увидеть тот или иной объект они все же достигают. Во-вторых, неохота портить себе отдых, указывая этим кустарям-эзотерикам на их вопиющее невежество и откровенную глупость. Со снисходительной улыбкой, распрощавшись с подобными псевдо-краеведами, человек сложит для себя устойчивое мнение о качестве предоставления экскурсионных услуг в Крыму, и об отношении субъектов туристического бизнеса к своей профессии и своим клиентам.

Безразличие или молчаливое поощрение со стороны тех, кто оплачивает труд экскурсоводов, и тех, кто, по долгу службы следит за качеством предоставляемых туристических услуг, в конце концов, приведёт к тому, что крымский экскурсионный продукт станет похожим на «раздачу слонов и материализацию духов».

 

Редакция совместно с Константином Красниковым

2011 год

 

Смотри так же: Крымский туризм. Особенности