Mobile menu

Перевальное — Долгоруковская яйла — Бештерек — Соловьевка — Опушки

Бештерек — «Пять деревьев» — так на русский язык переводится название одной из рек северных склонов Крымских гор, берущей свое начало в неглубоких ущельях севера Долгоруковской яйлы (Долгроф-Джайляу). Ее путь пролегает между длинными лесистыми отрогами и равнинами предгорий, постепенно теряющих свою высоту к северу, в сторону степей. Покрытые лесом и заваленные буреломами верховья Бештерека в районе села Соловьевка сменяют обширные луговины, а низовья теряются в полях за поселком Донское (бывш. Кернеуч). Маршрут похода, начинаясь от поселка Перевальное, ведет к истокам Бештерека. Его первая часть пролегает по активно использовавшимся в советские времена военным полигонам. Учения на них проходили регулярно, часто даже в выходные дни, что порой создавало проблемы при проходе через Долгоруковскую яйлу и ее окрестности. Пришли 1990-е годы, армия стала «отступать», оставляя горы автомобилям отдыхающих, грибникам и пасущимся коровам. Теперь военная техника лишь изредка тревожит своими гусеницами траву на брустверах окопов былой военной мощи, а раньше даже дающие начало Бештереку источники, расположенные в районе урочища Шелнов, использовались для водоснабжения базировавшейся там воинской части. Оставив свой глубокий след в верховьях Бештерека, военная машина умолкла, и сейчас там пустынно, безлюдно и дико. Туда почти не ходят, позволяя реке жить своей собственной уединенной жизнью.

Долгоруковская яйла

Район от Перевального до Словьевки. Север Долгоруковской яйлы, Бештерек. Карта.

Материал готовился для книги "Топонимика 2011", Здесь приводится в более полном варианте.


Чтобы посетить верхнюю, наиболее интересную часть ущелья, хватит одного дня перехода длиной 18,5 километров. Маршрут от поселка Перевальное (бывш. Биюк-Чавке), находящемуся на автодороге «Симферополь–Ялта», через северо-западную часть Долгоруковской яйлы и Бештерек выводит в село Опушки (бывш. Толбаш). Из Опушек в Симферополь ходит автобус, к началу же перехода можно доехать на троллейбусе до остановки «Перевальное второе» или «Краснопещерное».

Чтобы посетить верхнюю, наиболее интересную часть ущелья, хватит одного дня перехода длиной 18,5 километров. Маршрут от поселка Перевальное (бывш. Биюк-Чавке), находящемуся на автодороге «Симферополь–Ялта», через северо-западную часть Долгоруковской яйлы и Бештерек выводит в село Опушки (бывш. Толбаш). Из Опушек в Симферополь ходит автобус, к началу же перехода можно доехать на троллейбусе до остановки «Перевальное второе» или «Краснопещерное».

Кратчайший путь на Бештерек начинается с асфальтовой дороги, ведущей от основной трассы к урочищу Кизил-Коба (Красная пещера). От троллейбусных остановок на дорогу к Красной пещере через расположенное тут футбольное поле по диагонали ведет «народная» тропа. Оставив поле позади, дорога перейдет реку Краснопещерную по мосту и, же пролегает с этого поворота дальше по прямой, вдоль разбитой военной техникой грунтовки. Пройдя около сотни метров, забираем восточнее по тропе, ведущей через луговину. В точке 001 с координатами 44° 51,474' и 34° 18,687' тропа проходит через заросли кустов, выводя на открытые косогоры и дальше на равнины урочища Султанджи — военного полигона — землю, истерзанную воронками взрывов, изрезанную окопами и глубокими колеями дорог.

На востоке возвышается стена склонов плато Долгоруковская яйла — нашей первой цели. Юг, юго-восток и восток лугов Султанджи обрамляют кустарниковые леса. Двигаясь на некотором удалении вдоль опушки леса, так, чтобы она всегда была по правую руку, мы подойдем к началу подъема на Долгоруковскую яйлу.

В знойное время, прежде чем начать путь наверх, возможно, понадобиться набрать воды. Это сделать несложно: рядом с началом подъема есть родник (002; 44°52,222' и 34°19,277'). На расстоянии 150 метров от подножия массива Долгоруковской яйлы поворачиваем на юг, в небольшую излучину леса, отступившего вниз по склону балки, куда уходит разбитая копытами животных тропа. После короткого спуска тропа выведет на маленькую поляну возле дна оврага. Самого дна не видно, его закрывает группа колючих кустов, за которой, прямо в русле, и находится обложенный камнями источник. Кстати, от родника через левый склон балки есть еще один подъем наверх — через вершину Кокче-Тобе южным траверсом вершинки Баир, но нижняя часть тропы проходит по кустам и террасам сосновых посадок, так что путь там займет много лишнего времени.

У начала подъема, в юго-восточном углу урочища Султанджи, остается последняя, протянувшаяся мимо одиночных групп кустарника автомобильная колея. Начав взбираться по каменистому склону, она скоро заканчивается, и дальше остается только тропа. Через 90 метров подъема прямо вверх, тропа заберет немного траверсом к востоку и от тура камней (003; 44°52,424' и 34°19,308') по гребню выведет на южный траверс вершины Чегер-Баир.

Долгоруковская яйла  Чегер-Баир



После Чегер-Баира гребень метров 200 идет немного вниз и в точке 004 (44°52,672' и 34°19,657') проходит через седловину между верховьями оврага Суданчик с севера и Дерен-Елга с юга. Последние 300 метров подъема — и открывается Долгоруковская яйла.

Теперь впереди пологая и широкая, покрытая луговым разнотравьем долина, плавно теряющая высоту на север, туда, где видны группы кустов и кромка леса. Это верховья Ивановой балки, или Джафар-Берды, достаточно длинного ущелья, выходящего в степь живописной скалистой долиной у села Дружного. Иванова балка дает начало степной реке Малый Салгир. Вдоль левого склона балки, по хребту Султан-Кая, идет грунтовая дорога, доступная далеко не всякой машине. Она проходит и здесь, огибая верховья балки плавной дугой; по ней и пролегает дальнейший маршрут к Бештереку. Нет смысла описывать весь длинный поворот по автомобильной колее, путь можно срезать напрямик вдоль неглубокого распадка на правой стороне долины. После небольшого подъема к вершине Коль-Баир, впереди раскинутся просторы обширной Долгроф-Джайляу.

Рядом с преобладающей высотой находится памятник партизанам и узловой перекресток. Это место носит название перевал Суек (005; 44° 53,135' и 34° 20,270'). Дорога, уходящая с перевала в восточном направлении, соединятся с той, по которой мы пришли, и ведет на Дружное. Путь на север, разбитый десятками параллельных колей, тянется сюда от сел Ивановка, Мазанка и Опушки — конечной цели нашего маршрута. Направление на ЮВ и, в конечном счете, на юг проложено вдоль западной кромки плато в сторону вершины Чалбаш, мимо пещеры Лю-Хосар, карстовых шахт Аверкиева и Голубиная — «черного входа» в систему Кизил-Коба, доступного только серьезно подготовленной и экипированной группе. Несколько ответвлений, позже собирающихся в одну дорогу, ведут на восток, в центр и СВ часть плато, в сторону Калан-Баира и Кургана Славы. Есть слабо наезженная дорога на север, в сосняки, мы же пойдем по той, что проложена вдоль северной кромки плато, на СВ. Это старая военная дорога, на которой вдоль обочины частично сохранились бетонные столбики. Спустившись с перевала Суек, дорога пересечет верховья балки Бурматаш, левого и основного притока Бештерека. Тут когда-то находилось пересохшее в недавние годы озеро. Образовано оно было поверхностным стоком, удерживаемым, словно плотиной, насыпью дороги. Затем, после небольшого подъема, возле сосняков, будет развилка (006; 44°53,347' и 34°20,653'). Оставив первоначальное направление, поворачиваем строго на север. Через 80 метров еще одна развилка (007; 44°53,618' и 34° 20,606'), на которой, не меняя направления, продолжаем идти прямо, оставив боковые дороги без внимания. Через 320 метров среди рядов сосновых посадок, дорога выведет к стене из белых альминских блоков и обойдет ее с востока через устроенный тут недавно загон для лошадей.

Мы входим на территорию бывшей военной базы. Сейчас там царит унылое запустение, оживляемое разве что лаем собак нынешних хозяев руин, содержащих тут лошадей. Среди сосновых аллей белеют заброшенные дома; одни — почти целые двухэтажки с зияющими квадратами пустых оконных проемов, другие — разрушенные как после артобстрела. Военная мощь за ненадобностью исчезла вместе с государством, оставив туристам свободный проход через когда-то закрытую территорию.
От лошадиного загона дорога поворачивает на запад и через 30 метров — на север. Стоит обратить внимание на два одиноких тополя возле поворота, рядом с ними есть ответвление старого асфальта по азимуту 320 градусов (008; 44°53,803' и 34°20,426'). Этой дорогой сейчас не пользуются, но именно она и является кратчайшим путем через «руины Советского Союза». Дорожка пересечет проложенную среди развалин сосновую аллею, выйдет на следующую и закончится. Впереди, среди кустов, виднеется памятник партизанам (009; 44°53,877' и 34°20,404'). За те 9 лет, которые я тут не был, посетившие его «благодарные потомки» изуродовали острым предметом барельеф и сорвали табличку. На белой стеле монумента некий субъект современной демократии красной краской начертал трогательный текст: «Внимание! Объект под охраной. Частная собственность».

Долгоруковская яйла, воинская часть


Наш дальнейший путь, не меняя прежнего направления, идет прямо. На следующей аллее надо взять 20 метров к западу и, свернув опять на север, пройти мимо развалин с голубой кафельной плиткой. Тут уже есть дорога, которая в точке 010 (44°53,923' и 34°20,404') входит в лес, покидая территорию части. Еще через 70 метров, уже под кронами деревьев, дорогу пересечет с просека с проложенной по ней неглубокой канавой (011; 44°53,960' и 34°20,402'). В этом месте, от расположенного в балке родника Чобан-Чокрак, проходил водовод, когда-то питавший воинскую часть. До источника отсюда 320 метров на СВ, по направлению указанному просекой. Вначале и в конце спуска есть крутые и неудобные участки, так что трассу можно использовать просто как линию-ориентир, спускаясь более удобным путем по окрестному лесу.
Источник Чобан-Чокрак (012; 44°54,058' и 34°20,504') был каптирован военными весьма серьезно. Под слоем аллювия, покрывающего дно балки, находится подземный резервуар-водонакопитель, связанный с поверхностью колодцами. Рядом — остатки строения с двумя фундаментами для насосов. Источник имеет два расположенных рядом выхода, образующих ручьи. Один ручей берет начало из-под щебня по центру балки, второй — возле левого берега, где кирпичом выложен неглубокий колодец. Этот родник, являющийся истоком Бештерека, был одним из звеньев системы водоснабжения части. От него вниз по ущелью правым берегом идет автомобильная колея. Через 60 метров направо вверх от нее отходит ответвление к большим полянам Даир-Алана. Еще через 50 метров колея переходит ручей и вскоре заканчивается, бросая основательно заваленную буреломами старую дорогу.

Бештерек Чобан-Чокрак


Отсюда до слияния с левым притоком, имеющим название Бурматаш, путь пролегает по пологим полкам левого склона. Ручей остается внизу справа, из-за чего легко пропустить местную достопримечательность: в русле находится небольшой, но красивый скальный уступ с «бородой» травертинового натека. Уступ особенно живописно смотрится в половодье. Деревья в его окрестностях, да и вообще по всей Бештерекской балке под воинской частью, обильно исписаны солдатскими надписями с аббревиатурой «ДМБ». Ориентиров, указывающих на этот порог нет (013; 44°54,334' и 34°20,024').

Бештерек, водопад


У начала спуска на слияние с Бурматашем есть поворот дороги на юго-запад, на гребень. По этой дороге через 220 метров можно выйти к роднику, оборудованному кирпичной кладкой (014; 44°54,350' и 34°19,718'). От развилки короткий спуск выводит на слияние. Чуть поодаль от устья Бурматаша видно добротное строение из камня-ракушечника (015; 44°54,434' и 34°19,655') — еще одно звено в военном водоснабжении. Сохранившееся вместе с крышей старое здание насосной до сих пор хранит запахи картерного масла. Внутри него, под юго-восточным окном, зияет приямок с двумя фундаментами крупных насосных агрегатов. Так же как и на Чобан-Чокраке, на левобережной террасе Бурматаша, рядом с «водокачкой», есть подземный резервуар, к поверхности воды которого ведут глубокие колодцы. Имеется тут и родник, он расположен на крутом правом склоне метрах в десяти над дном балки. Его выход обложен кирпичом, вода стекает в ручей широким шлейфом по покрытой налетом травертина осыпи. Чуть в стороне от него из трубы, являющейся, скорее всего оборванным водоводом верхнего источника, вытекает еще один поток. От гидротехнического сооружения на левый борт ущелья ведет дорога.

Бештерек родник с насосной


Дальнейший путь по реке от этого когда-то режимного объекта стоит начинать прямо по руслу. Похоже, что и дорога когда-то шла именно так. Попытка пройти тут по пойме сразу вызовет ряд сложностей — здесь ущелье Бештерека встречает гостей буреломами и плотинами из бревен, принесенных сюда паводковыми потоками. Трудно себе представить масштаб здешних наводнений: дамбы из тысяч бревен до трех метров в высоту загромождают пойму реки на протяжении пяти километров. И столько же на нашем пути будут встречаться автомобильные покрышки. Их тут несчетное количество: по две, три, пять штук или целыми десятками. Перемешанные с нанесенным водой валежником, сложенные в небольшие штабеля или выложенные в ряды эти колеса машин Советской армии будут дополнять лесной пейзаж Бештерека на протяжении всех его верховий. От проложенной тут когда-то дороги практически ничего не осталось; снесенная селями, перегороженная сотнями бревен, она лишь иногда читается в виде заплывшей землей канавы, но покрышки давно переплавленных автомобилей устилают эти места так, будто все рулевые выбирали именно это направление, как единственно верный путь.

Бештерек


От района истоков под воинской частью до окрестностей села Соловьевка пойма достаточно широкая, общий уклон дна незначительный, резких поворотов ущелье не делает, вытягиваясь в длинную линию с юга на север. Скальные выходы в русле, где можно увидеть хоть какие-то небольшие пороги, имеются только в самых верховьях, о чем уже говорилось, и на три километра ниже слияния с Бурматашем. Район сплошь покрыт лесами, состоящими из осин, ясеня, лещины, дуба, бука и граба. Порой попадаются исполинского размера черешни, в одном месте есть сосняк (скорее всего посадка).

Пройдя немного по реке, там, где буреломов станет поменьше, выходим на левый берег. На 240 метров ниже слияния левобережная терраса вздымается достаточно высоко над рекой. Русло здесь широкое, с обильными галечными отложениями. Чуть дальше поперек него громоздятся первые крупные паводковые плотины. В этом месте, (016; 44°54,601' и 34°19,571') как правило, вода исчезает, уходя вниз под мощный слой аллювия. Полка старой дороги, заваленная многолетней листвой, подрезая левый склон ущелья, спускается на гальку уже полностью сухого дна Бештерека.

Русло занимает все ущелье, то теряясь между штабелями валежника, то вновь появляясь неглубоким оврагом. В точке 017 (44°54,784' и 34° 19,361') ущелье пересекает просека; тут же рядом, на правом склоне, есть небольшой необорудованный родник (018; 44°54,757' и 34° 19,417').

Через 100 метров река делает первую глубокую излучину. В этом месте крутой левый склон ущелья покрывает мощный, словно после страшного взрыва, бурелом из сотен поваленных деревьев, устилающих землю под жидким сводом поредевшего леса. Миновав еще одну излучину, проходим устье балки Средний Бугор с ручьем, текущим от родника Туфек-Алан (019; 44°54,853' и 34°19,193'). Пойма реки значительно раздвигается в стороны, в точке 020 (44°55,174' и 34°19,000') от одного края ущелья до другого ее покрывает роща лещины. Тут же находится слияние Бештерека с еще одной, расположенной рядом балкой, называемой Маяцкая, берущей исток в роднике Текне-Чокрак. Чуть поодаль, за орешником, на левом берегу Бештерека, терявшаяся среди листьев и веток дорога становится хорошо заметной, благодаря свежим автомобильным колеям. Этот небольшой участок Бештерека доступен для транспорта с левого борта ущелья. Чуть дальше, на правом берегу Бештерека, виднеется светлое пятно маленькой поляны, в теплое время года обильно покрытой лопухами белокопытника, а за ней, над лохматыми кронами леса, высятся сосны. Это район слияния с Кучук-Бештереком — правобережным притоком, берущим начало у родника Круглый фонтан. Снова в русле появляется вода. Тут же, под правым берегом донного оврага, есть небольшой родник (021; 44°55,604' и 34°18,965'), а чуть поодаль, возле сосен, когда-то располагался кордон лесника. Дорога переходит на правый берег, подрезая крутой склон над излучиной Бештерека к обширной горизонтальной площадке с кострищем. От края площадки дно ущелья достаточно резко начинает терять высоту. Среди леса появляются отдельные выходы скал, а русло реки превращается в глубокий, с обрывистыми бортами овраг, где среди прямоугольных известняковых блоков шумит поток воды. Спускаться стоит вдоль края оврага, здесь самое живописное место. Но прежде чем покидать дорогу, обратим внимание на один любопытный объект, у самого начала спуска. В небольшом раскопе видны два ровных каменных круга вырезанных в массиве песчаника и обрамленных аккуратно канавкой. Это заготовки для мельничных жерновов, работу над которыми по каким-то причинам не завершили (022; 44°55,718' и 34°18,974').

Бештерек

Бештерек жернова


Русло опять выполаживается; все более заметная старая дорога теперь тянется только правым, все еще крутым, склоном. Перейдя через заболоченный сочащимся тут родником участок склона, она опять приведет на дно ущелья и через 400 метров — к обширным разливам воды еще одного источника на правом берегу Бештерека (023; 44°56,229' и 34°18,713'). Здесь надо перейти на другой берег, что бы еще через 400 метров пересечь реку вновь.

На этом отрезке дорогой периодически пользуются: на ней видны колеи, порой весьма свежие. Пройдя в точке 024 (44°56,549' и 34°18,538') развилку в восточном направлении, на Ваявульскую балку со шлагбаумом и разрушенной каменной запрудой в низовьях, дорога выведет на заросшие кустами поляны с березами и пирамидальными тополями (025; 44°56,597' и 34°18,463'). Через 200 метров в точке 026 (44°56,683' и 34°18,361') будет еще один поворот старой дороги на восток, к вершине Ваявул, а с западной стороны, возле южной границы сосняка, в точке 027 (44°56,711' и 34°18,299') находится памятный знак летчику-парашютисту, мастеру спорта СССР, рекордсмену мира и леснику Красногорского лесничества Владимиру Тенчеру. Знак выполнен в виде необработанной глыбы мраморовидного известняка. 20 ноября 2011 года я застал памятник через несколько дней после установки, и таблички на нем еще не было. В семидесяти метрах от памятника, западнее сосен, в точке 028 (44°56,735' и 34°18,254') русло Бештерека зарегулировано мощной земляной дамбой.

Мы выходим в среднее течение Бештерека. До ближайшего села Соловьевки уже недалеко. Ближе к его окраине лес отступит на склоны, освободив место просторным луговинам. Ущелье превратится в долину. Но прежде чем дорога, уже хорошо наезженная и доступная любому автотранспорту, приведет на околицу села, слева от дороги мы увидим какие-то окруженные забором строения, бетонные колодцы с металлическими крышками и дыхательными трубами. Это — каптированный родник Черный фонтан, являющийся режимным объектом водоснабжения воинской части МЧС № 0990 (точка 029, фиксирующая координаты ворот режимной территории: 44°56,771' и 34°18,155'). Через 300 метров после Черного фонтана мы выйдем на правый (восточный) берег озера, покрывающего тут почти все дно долины, а еще через 300 метров — к дому с голубой крышей, стоящему на окраине Соловьевки.

Соловьевка — село сохраняющее свое название как минимум с конца ХIХ — начала ХХ века. Во всяком случае, на картах начала прошлого века оно используется наряду с названием Аталык-Эли. Поселок небольшой, полкилометра с юга на север, и заблудиться в нем невозможно. Надо просто продолжать движение по дороге, переходящей в главную улицу села и на единственной развилке уйти западнее (налево). Через 240 метров после развилки будет окраина села с Т-образным перекрестком, на котором опять надо свернуть налево, в западном направлении, где практически сразу начинается асфальт. Левым склоном долины, постепенно поворачивая вначале на север, а после на запад, асфальт выводит на обширную поляну с огороженной территорией, а через 450 метров после нее — к окраине села Опушки (бывш. Толбаш). В этом месте есть поворот с асфальтовой дороги под острым углом обратно на восток, ко входу в детский санаторий «Опушки». По последним сведениям именно у его ворот сейчас находится конечная остановка автобуса. Но раньше автобус доходил только до западной окраины Опушек.

Бештерек Соловьевка



По асфальтовой дороге, мимо двухэтажного дома входим в село. Опушки, как и Соловьевка, имеет небольшие размеры, по самой длинной улице с северо-востока на юго-запад те же самые полкилометра. Едва войдя в поселок, через 100 метров попадем на главную улицу, свернув на которую направо еще через 250 метров, мимо частного продуктового магазина, придем к концу маршрута. Улица упирается в дорогу, ведущую вдоль села с севера на юг. Грунтовая дорога в южном направлении ведет на Долгоруковскую яйлу, а в противоположную сторону, на трассу «Симферополь–Феодосия», уходит асфальт. Тут же, рядом с перекрестком, расположена и автобусная остановка (030; 44°57,008' и 34°17,097').
Мы завершили наш поход, охватывающий военные полигоны района Долгоруковской яйлы, и длинное ущелье Бештерека, одной из рек северных предгорий Крыма.