Mobile menu

Материалы

Ласточкино гнездо, Крым. Харакс. Ай-Тодор. Скала Парус. Описания. Фото. История. Впечатления

Ласточкино гнездо, Ялта, Южный берег Крыма

Легендарный замок «Ласточкино гнездо» на Аврориной скале достоин быть символом всего Крыма, и такое мнение принадлежит не только мне. Этот шедевр сочетающий уникальную форму здания с вызывающе необычным его местоположением не спутаешь ни с чем другим во всем мире.

Айтодорская бухта в Гаспре и отрог мыса Ай-Тодор — Аврорина скала — с отважно возвышающейся на ее краю башней являются по сути комплексным памятником. Завершенность ансамбля такова, что ни скала без замка, ни сам замок в каком-то другом месте существовать уже не могут. Эмоциональным центром в нем является вне всяких сомнений «Ласточкино гнездо», но композиция не «перекошена» имея себе зрелищный противовес в 360-и метрах к северу за Айтодорской бухтой, где уходят в море скалы мыса Лимен-бурун, у основная которого из волн вырастает острый шпиль скалы Парус (название мыса взято по И. Белянскому, по Л. В. Фирсову он называется Парус).

 

 

 

оглавление

 

Ласточкино гнездо

Ласточкино гнездо в литературе

История Ласточкиного гнезда

Мыс Ай-Тодор, Харакс и Харакский парк

О названии «Ай-Тодор»

О путанице в топонимике района Ай-Тодора и в расположении мысов

Где был древний монастырь?

Общий взгляд на все достопримечательности района мыса Ай-Тодор

Фото Ласточкиного гнезда и окрестностей, схема района

 

Ласточкино гнездо. Фото

 

Ласточкино гнездо, внутренний интерьер и крыша. Фото

 

Айтодорская бухта, скала Парус. Фото

 

Мыс Парус (Лимен-Бурун) и скала Парус. Фото

 

Мыс Монастыр-Бурун и Аврорина скала. Фото

 

Харакс, Айтодорский маяк, старая фисташка и выставка якорей. Фото

 

Харакский парк, дворец и «Античная беседка». Фото

 

 


Ласточкино гнездо

перейти на оглавление

 

Когда-то являясь достаточно глухим и диким краем с XIX в. ЮБК постепенно стал превращаться в элитный курорт. Следуя за новой модой российская аристократия и интеллигенция щедро украшала южное Причерноморье множеством разного размера дворцов и вилл (как тогда их называли в литературе — дач). Каждый из этих памятников курортного искусства выступая индивидуальной реализацией определенного архитектурного стиля, зачастую с восточной тематикой, вписывается в общий южно-крымский курортный колорит. Но романтический концепт «Ласточкиного гнезда» является неповторимым, хотя неоготический стиль в котором построен замок в Крыму встречается (например, дом Кесслера в поселке Ферсманово под Симферополем). Есть еще примеры подобной архитектуры, но только здесь она приходится как ни где к месту максимально полно дополняя окружающий ландшафт. Складывается впечатление, что окончательный облик «Ласточкиного гнезда» сформировали скала и бухта у ее подножия. Бросая вызов земному притяжению «Ласточкино гнездо» смело нависает над морем и Айтодорской бухтой заполняя романтикой окружающее пространство и пейзаж.

 


Ласточкино гнездо в литературе

перейти на оглавление

 

Возможно, по причине внутреннего неприятия столь вызывающего вида стилизованного замка или прагматически недоумевая об оправданности цели такого сложного и рискованного инженерного решения, ряд известных авторов краеведческой и научно-популярной литературы весьма критически и прохладно пишут о «Ласточкином гнезде», при этом создавая удивительному особняку прекрасную рекламу в форме антирекламы.

Вот, например, что пишет С. Шантырь в своей книге «Солнечная тропа» 1976 года, стр. 60: «Часто спрашивают: является ли «Ласточкино гнездо» шедевром архитектуры? Да, оно впечатляет каждого, более того, стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма. Однако это сооружение скорее тенденциозной архитектуры, бьющей на эффект. Стоит перенести замок в другое, менее живописное место, лишить его броского основания, и эффект, несомненно, пропадет.»

Еще один, на этот раз «пролетарский» пассаж приведен в путеводителе «Крым» Бориса Баранова от 1935 года: «Ласточкино гнездо» — барская причуда — здание, все архитектурное достоинство которого сводится к мнимой рискованности положения. С висящего над морем балкона Ласточкиного гнезда открывается обширная панорама.»

Особо яркой характеристикой наградил «Ласточкино гнездо» доктор геолого-минералогических наук Лев Васильевич Фирсов в книге «Исары. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма» (стр. 279-280): «На северо-восточной оконечности второго мыса прилепилось чудо экзотической архитектуры, свидетельство человеческого безумия и место паломничества туристов — Ласточкино гнездо — бывшая дача барона Штейнгеля. Широкой платформой постройка опирается на узкий скальный гребень и почти на четверть своей площади с каждом стороны висит над кипящей прибоем бездной. Произошло это потому, что часть скалы во время землетрясения обрушилась в море, и постройка ждет лишь очередного семи-восьмибалльного толчка, чтобы рухнуть с высоты в несколько десятков метров.»

И при этом все эти пестреющие эпитетами характеристики: «тенденциозная архитектура, бьющая на эффект» «архитектурное достоинство которого сводится к мнимой рискованности положения», созданное человеческим безумием «чудо экзотическом архитектуры», висящее «над кипящей прибоем бездной», пострадавшее от землетрясения «место паломничества туристов» — прекрасная реклама! Я бы такое обязательно посетил.

Но большинство изданий все же смотрит на «Ласточкино гнездо» очень даже тепло и положительно. Из книги 1955 года Веры Ветлиной «Крымские путешествия», стр. 370 узнаем, что «На одном из уступов мыса, возле крошечной бухты, повис над морем готический замок «Ласточкино гнездо», знакомый миллионам людей по открыткам, особенно охотно изображающим это экзотическое сооружение. Только море и небо видны из окон замка, с его балконов.»

Путеводитель 1980 года «Южный берег Крыма» М. Габинской и С. Славич (издательство «Таврия») в сжатой форме дает вполне полноценную и объективную ему характеристику: «Но вот вы высадились с катера у «Ласточкиного гнезда», которое стало одним из символов Южнобережья. Оригинальное, можно даже сказать — смелое сооружение. Построено в 1912 году архитектором А. В. Шервудом. Побывать здесь, несомненно, стоит, хотя бы для того, чтобы полной мерой оценить смелость проектировщика и строителей. Да и вид с балкона, опоясывающего этот миниатюрный замок, открывается превосходный…. «Ласточкино гнездо» строили, чтобы удивить, привлечь внимание. И это удалось.» «…своеобразным символом Южнобережья» считает его и Александр Васильевич Ена в своей статье «Алушта – Ялта – Севастополь» из путеводителя «Крым» 1982 года.

О том, что «Ласточкино гнездо» построено «чрезвычайно смело на краю совершенно отвесной скалы» пишет в своём путеводителе 1908 года Григорий Москвич; о том, что оно «весьма эффектно» находим в путеводителе А. Безчинского 1908 года; М. Олинский и В. Шляпошников в книге «Крым. Путеводитель справочник» достаточно вяло сообщают, что «На одной из скал буквально висит над морем давно уже нежилое здание готической архитектуры — «Ласточкино гнездо». С мыса открывается живописный вид на Ялтинский залив.»; Б. Петров и Н. Новиков в своем путеводителе «Ялта» 1979 года равнодушно характеризуют его как «…причудливое здание с башенками на краю сорокаметровой скалы», при этом все же сохраняя за ним статус знаменитого. По мнению авторов путеводителя 2006 года «Путешествие за здоровьем» «Ласточкино гнездо» находится «В первой десятке достопримечательностей курортного побережья Южного Крыма…» (стр. 144).

«На Аврориной скале находится широко известное «Ласточкино гнездо», необычный по местоположению живописный маленький замок. Красотой этой «визитной карточки» Крыма, морскими и горными далями, разворачивающимися отсюда, можно полюбоваться с видовой площадки рядом с замком.» — читаем мы в книге «Заповедные ландшафты Крыма» 2004 года — главным трудом семьи Ена (стр. 167). В этой же книге «Ласточкино гнездо» названо «…архитектурным символом крымского южнобережья» (стр. 166).

Как хорошо видно характеристики «знаменитое» и «символ» в отношение к «Ласточкиному гнезду» применяются не единожды, хотя в общем отношение разное; но этот южнобережный шедевр в чьей бы то ни было характеристике и не нуждается, будучи способным самостоятельно заявить о себе звучно и ярко.

 


История Ласточкиного гнезда

перейти на оглавление

 

Удивительно, но самый узнаваемый памятник архитектуры Крыма никогда не был связан ни с одним известным всем именем, ни с одним значительным событием. В своей самодостаточности он словно вырван из истории что бы жить самому по себе, как чистое искусство ради самого искусства. Однако история у «Ласточкиного гнезда» все же есть.

Строений над Айтодорской бухтой существовало как минимум два, так что не сразу тут возник этот эффектный замок и не сразу он стал таким, каким мы его теперь видим. Во всех источниках, развернуто приводящих хронологию смены событий на Аврориной скале, которые я читал, указывается, что история «Ласточкиного гнезда» начинается с деревянного дома, построенного тут для какого-то генерала, получившего тяжелое ранение в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Со временем на краю скалы поселяется член городской управы г. Ялта Альберт Карлович Тобин, будучи придворным врачом в Ливадийском дворце рядом он устраивает пансион для больных. Через некоторое время после смерти Альберта Карловича его вдова продает дом немецкому нефтяному магнату барону Павлу Леонардовичу Штейнгелю, с которого и начинается история «Ласточкиного гнезда» уже знакомых нам очертаний. Произошла сделка не позднее 1905 года, но прежде, чем на Аврориной скале появился знаменитый памятник архитектуры, любопытное упоминание о более раннем строении, уже принадлежащем Штейнгелю, в 1905 году попадет в описание этих мест Григория Москвича. Привожу по 17-ому изданию 1908 года, стр. 249, «Путеводитель по Крыму Г. Москвича»: «На Ай-Тодоре существуют следующие дачи: «Генералиф», — замок любви, принадлежащий барону Штейнгелю. Дача эта более известна под именем «Ласточкино гнездо», как построенная чрезвычайно смело на краю совершенно отвесной скалы. Комнаты в наем здесь не сдаются… С восточной стороны маяка — имение П. Г. Шелапутина «Жемчужина», имеющее 8 дач различной величины. Среди дач Шелапутина — одна расположена над обрывом (между «Генералифом» и маяком) и также известна под именем «Ласточкино гнездо»». Из приведенного отрывка видно, что «Ласточкиных гнезд» было два, расположены они были рядом, оба находились на краю обрыва, но все же, складывается впечатление, что «главным» «Ласточкиным гнездом» являлось то, что является им и теперь (о нем первым пишет Москвич). Особый интерес вызывает тот факт, что название «Ласточкино гнездо» старее его самого, что возникло оно, когда существовала первая, не похожая на замок постройка с неудобопроизносимым для русскоязычного человека названием «Генералиф», а также что оно является метафорическим народным описанием типа местоположения строения.

В 1911 году Штейнгель заказывает проект известной теперь всем виллы Леониду Шервуду — единственному скульптору среди своих старших братьев-архитекторов. Их отец архитектор, живописец и скульптор Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд является автором Императорского Российского Исторического Музея (Государственный ордена Ленина исторический музей) в Москве на Красной площади. Двое его старших сыновей стали архитекторами, а Леонид Владимирович Шервуд избрал путь скульптора и в советское время был активным представителем сперва импрессионистского направления в советской скульптуре, а позже — соцреализма в монументальной коммунистической скульптуре и официальных скульптурных портретах. Но тем не менее, именно специализировавшемуся на надгробьях скульптору-импрессионисту, позже ставшему соцреалистом и суждено было выдать нашему «Ласточкиному гнезду» билет в бессмертие. Иногда автором «Ласточкиного гнезда» называют некоего А. В. Шервуда, хотя среди сыновей В. И. Шервуда на «А» не было никого. Изначально появление этого «А. В.» с некоторой натяжкой можно объяснить тем, что когда-то в некоем первоисточнике буква «Л» внешне напоминающая букву «А» была кем-то неправильно прочтена (допустим, был смазан шрифт), или по ошибке заменена на «А» при наборе текста, так вместо реального Л. В. Шервуда появился не существовавший А. В. Шервуд. Однако, всё это домыслы, а в общем случае все объясняется текстом памятной доски на стене самого «Ласточкиного гнезда»: «Ласточкино гнездо» построено в 1912 году по проекту русского инженера-архитектора А. В. Шервуда. Реконструировано по проекту Ялтинского отделения Гипроград в 1970 году (автор-конструктор Тимофеев В. Н. архитектор Татиев И. Г.)».

Но продолжим. И так, старое строение снесли, и в 1912 году над Айтодорской бухтой возводится новая эмблема побережья. С началом войны, в 1914 году «Ласточкино гнездо» отходит последнему его частному владельцу Марье Сергеевне Кюлевой, урождённой Рохмановой. В 1921 году брошенное и разграбленное оно постановлением Крымского военно-революционного комитета со многими другими частными владениями передается в ведение Главного управления совхозами Крыма. Во времена НЭПа «Ласточкино гнездо» приводят в порядок и открывают в нем ресторан, вот в этот период ему и суждено хоть чуть-чуть войти в историю Крыма, благодаря крымскому землетрясению 12 сентября 1927 года. Многим, кто интересовался крымским краеведением известна цитата или ее пересказ из книги «Черноморское землетрясение 1927 г. в Крыму» (Предварительное сообщение) П. А. Двойченко: «В Ай-Тодоре значительно пострадало всем известное «Ласточкино гнездо», где в последнее время был ресторан. В ночь на 12 сент. в этом ресторане на балконе, висящем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха Харакса. Публика разошлась всего лишь за десять минут до главного толчка, от которого обрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балконы камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались хотя на 10 минут дольше. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались две бреши, как будто ее пронзило огромное ядро (10° СВ. и ЮЗ.). Однако, нижний этаж, а также кухня с высокой трубой в 6 м не получили абсолютно никаких повреждений. Ласточкино гнездо построено на скале из трещиноватого известняка, которая представляет собою нижний уступ ступенчатых сбросов, выдающийся мысом в море.» Одним из последствий землетрясения является приобретение «Ласточкиным гнездом» жутко нависающего над пропастью балкона благодаря вывалу из-под него части скалы.

Известно, что какие-то ремонтные работы замка после землетрясения проведены были еще в 20-е – 30-е годы, есть даже информация, что в 30-ые годы нем был красный уголок или читальный зал дома отдыха «Жемчужина», но большинство источников эти данные не приводят констатирую только то, что здание было признано аварийным и что территория была огорожена. С наступлением 1967-го года ситуация меняется — начинается подготовка к капитальному ремонту уникального строения. Проект восстановительных мер был разработан Ялтинским отделением учреждения Госстроя УССР «Гипроград» (Украинский государственный институт проектирования) — архитектором И. Татиевым, инженером В. Тимофеевым и мастером-декоратором Г. Н. Берендеевым. Начиная с 1968 года силами «Ялтаспецстрой» были проведены невероятно сложные и рискованные работы на высоте 38 метров над морем. Разобрана и переложена заново башня, выполнен антисейсмический пояс, подведена железобетонная плита под смотровую площадку.

В результате ремонта наконец полностью восстанавливается верхняя часть замка, снова становясь визуально более «легкой» и устремлённой в небо благодаря восьми острым шпилям, утерянным во время землетрясения 1927 года, так внешний облик разработанного Леонидом Шервудом «Ласточкиного гнезда» был художественно полностью восстановлен и завершен специалистами «Гипрограда». В 1971 году «Ласточкино гнездо» вновь принимает гостей, и в нем, как и раньше работает ресторан.

Июль 2011 года приносит перемены: с получением объектом статуса Крымского республиканского учреждения «Дворец-замок «Ласточкино гнездо», после окончания ресторанного периода жизни, его помещения начинают использовать под выставочные залы. Осенью 2013 года замок временно закрывают на ремонт трещины в фундаменте, а 17 октября 2015 года «Ласточкино гнездо» становится объектом культурного наследия федерального значения.

 


Мыс Ай-Тодор, Харакс и Харакский парк

перейти на оглавление

 

Однако зрелищностью «Ласточкиного гнезда» район мыса Ай-Тодор не исчерпывается, он насыщен достопримечательностями, памятниками истории, природы и культуры. К западу от Аврориной скалы расположен основной массив мыса Ай-Тодор, на обрыве которого еще в 1835 году по инициативе адмирала М.П. Лазарева был установлен Айтодорский маяк. В 80-и метрах к западу от него находятся вскрытые раскопками развалины единственной в Крыму римской крепости Харакс (место, укрепленное палисадом, частоколом, валом). Очевидно, этот поворотный участок побережья имел важное стратегическое значение и в древности, так экспедиция легата пропретора Мезии Тиберия Плавтия Сильвана Элиана в 60-х годах I в н.э. тут организовала военный лагерь, целью которого был контроль над враждебным районом и обеспечение безопасности каботажного плавания. Есть вполне правдоподобная версия, что именно в этом месте следует локализовать встречающийся на древних лоциях (периплах) мыс Криуметопон (Бараний лоб), а более его позднее название Ай-Тодор впервые встречается на карте-порталане генуэзца Висконти в 1318 году (путеводитель «Солнечная тропа», стр. 59). В настоящее время древняя крепость попадает на территорию санатория «Днепр» и Харакского парка с 1960 года являющегося памятником садово-паркового искусства. Когда-то тут было владение «Харакс» Великого Князя Георгия Михайловича внука Николая I, памятью о чем до наших дней сохранился его весьма скромных размеров дворец (сейчас один из корпусов санатория) и «Античная беседка» 12 колонн которой предположительно, до ее возведения, украшали сгоревший в 1882 году Ореандовский дворец Великого Князя Константина Николаевича.

 


О названии «Ай-Тодор»

перейти на оглавление

 

«Ай-Тодор» — традиционно установившееся главное название в этом районе, в настоящее время распространенное чуть ли не на весь прибрежный массив от санатория «Парус» на востоке до санатория «Днепр» на западе. Переводится «Ай-Тодор» как «святой Федор», а С. Шантырь в своей книге «Солнечная тропа» на стр. 59 еще и уточняет: «святой Федор Тирон». Святой воин и великомученик Феодор Тирон относится к древним святым первых веков христианства, он жил в городе Амасия Понтийской области (Малая Азия) и был казнен за веру около 305 г. Так что название может быть связано с неким освященным во имя него храмом, когда-то тут существовавшим. Естественно, что в средние века у этих скал объектом максимальной важности и духовным центром без сомнения являлся главный храм, освещающий своим присутствием все окрестности, которым явно и являлся храм святого Феодора, поэтому память о святом воине и о храме оказалась наиболее устойчивой в устной традиции и название «Ай-Тодор» покрыло всю близлежащую местность. Однако, стоит заметить, что В.Х. Кондараки в своей книге «Универсальное описание Крыма» 1873 года считает название «Ай-Тодор» происходящим от святого великомученика Феодора Стратилата (святой III–IV в.в. из города Евхаит на севере Малой Азии) и, к тому же, более поздним: «…на Ай-Тодорскомъ мысѣ, составляющемъ одну из длиннѣйшихъ отраслей Яйлы, далеко вдавшихся въ море, нѣкогда извѣстномъ подъ именемъ Тасуса, а теперь Ай-Тодорскаго маяка» (стр. 163, 168). Любопытны выводы Л. В. Фирсова (стр. 287, «Исары…»): «Очень вероятно, что первоначально название Ай-Toдop относилось не только к церквушке (или монастырьку) на северо-восточном мысу, но и ко всей мысовой группе. Впоследствии, может быть в XIII в. или еще позднее, оно как бы съехало в юго-западном направлении и закрепилось за западным мысом, тогда как два других мыса — средний и северо-восточный — получили от татар новые названия.».

 

 


О путанице в топонимике района Ай-Тодора и в расположении мысов

перейти на оглавление

 

Под «мысовой группой» Л. В. Фирсов понимает три выступа мыса Ай-Тодор, каждый из которых имеет свое название. Первым или одним из первых обнаруживший развалины Харакса Пётр Иванович Кеппен — российский ученый-энциклопедист, академик Петербургской Академии наук и действительный статский советник — в совей книге «О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических» (стр. 190, 191, Санктпетербург 1837) описывает следующую картину географии и топонимики местности мыса Ай-Тодор, которую и принимает за основу ссылающийся на него Л. В. Фирсов: «Не в дальнем расстоянии от Орианды, берег вдруг изменяет главное свое направление. Черта, шедшая от Северо-востока к юго-западу, уклоняется от полуденного своего течения, пролегая уже почти прямо на запад… Там, где берег принимает новое направление, надлежало быть укреплению, и действительно существование его на этом месте, подтвердило мою догадку о систематической обороне всей приморской страны. Юго-западная линия берега оканчивается тремя мысами, из коих первый, северо-восточный, называется Дакакнали или Дакакнари Топрах, также Монастыр Бурун, т. е. мыс монастырский, по находящимся на нем следам Греческой церкви. Другой мыс именуется Лиман Бурун (мыс пристани), или просто Исар (стена, развалина)… Мыс Лиман Бурун ниже монастырского, и того более ниже следующего за ним Ай-Тодорскаго. Так преимущественно называется самый полуденный или крайний». В итоге из этого отрывка я понял, что первый мыс, ломающий береговую линию с направления юго-юго-запад от Ялты на строго западное к Мисхору находится сразу к югу от Айтодорской бухты и называется Дакакнари Топрах или Монастыр Бурун (северо-восточный мыс группы), Аврорина скала с «Ласточкиным гнездом» является его северо-восточным краем; далее на запад в районе небольшой бухты следует центральный мыс группы — Лиман Бурун или Исар (еще одно его название по Кеппену «…Утеки-Бурун. Тут преимущественно ловятся устрицы, по словам Палласа…»), и последним на юго-западе предстает Ай-Тодор (юго-западный мыс группы), где и расположены Харакс с Айтодорским маяком. (Смотри схему) Такое деление принял и А. Безчинский в своем труде «Путеводитель по Крыму», стр. 262 (6-е издание 1908 года): «Ай-Тодорский мыс состоит, собственно, из трёх мысов или утёсов. Первый, северо-восточный утес, Дакаканари-Топрах или Монастыр-бурун, названный так по находящимся там следам древней греческой церкви. На этом утесе, над обрывом, стоить дача бар. Штейнгеля «Ласточкино гнездо»… Другой утёс — Лиман-бурун и третий — собственно Ай-Тодорский, на высоте 36 сажень, на котором стоит маяк.». В издании «Крым. Путеводитель» под ред. К. Ю. Бумбера и др., стр. 543 (издание 1914 г) объекты распределены точно так же, как и у Безчинского: «Маяк расположен на южном Ай Тодорском (святого Феодора) отроге мыса, на высоте 40 саж... Северо-восточный отрог называется «Дакакнали» или «Дакакнари-Топрах», он же «Монастырь-бурун», т.-е. монастырский мыс (так как здесь найдены были остатки фундамента церкви); средний отрог — «Лиман-бурун» (мыс пристани) или «Исар» (крепость). На Аврориной скале, восточном отроге Монастырь-буруна, прилепилось «Ласточкино гнездо»...». Точно так же распределены мыса массива Ай-Тодора и на схеме Игоря Леонидовича Белянского. Вероятно, предлагает «традиционную» локализацию мыса Монастыр-бурун и Дюбуа де Монпере, а вот Лиман-бурун у него почему-то попадает на Ай-Тодор: «Изолированная скала с церковью, составляющая часть мыса Ай-Тодор, называется Дакакнари-Топрак, или Монастырь-бурун. Вторая, соседняя с ней, более низкая скала, носит название Лиман-бурун (Портовый мыс) или просто Исар (Стена, укрепление). Стена, план которой дал Кеппен, охватывает его, образуя род крепости, наибольшая ширина которой составляет 550 шагов.» (Кеппен обмерял шагами Харакс) [стр. 180].

Путеводитель же по Г. Москвича предлагает иную картину, возможно, что Григорий Москвич вообще игнорирует трёхмысовую разбивку (стр. 248, 249 17-ое издание 1908 г): «На Ай-Тодоре на высоте 37 саж. утроен маяк… К востоку от маяка находится вторая возвышенность, спускающаяся к морю с южной и восточной стороны совершенно отвесно. Восточный отрог этой скалы на 7 саж. ниже главной горы и называется Аврориной скалою, в которой предполагается мифологическая пещера «золотого руна». С восточной стороны этой отвесной скалы врезается в материк небольшая Ай-Тодорская бухта. За бухтой возвышается третья скалистая гора.». Получается, что сохраняя деление на 3, Москвич «общий» мыс Ай-Тодор делит только на 2 мыса и с предыдущими авторами совпадает в локализации юго-западного мыса с маяком и Аврориной скалы, северо-восточный мыс у него становится центральным, лишенный же у него названия крайний с востока мыс указан уже за пределами массива Ай-Тодора, за Айтодорской бухтой (очевидно, согласно Палласу [стр. 81] это гора Мургундуну-Каясе).

Отсутствие согласованности в этом вопросе еще в ранних описаниях привело к появлению разных трактовок локализации мысов, например, в книге «Заповедные ландшафты Крыма» семьи Ена (стр. 166, 167) западным (у нас юго-западный, что одно и тоже) отрогом остается Ай-Тодор, с районом Аврориной скалы и «Ласточкиным гнездом» традиционно совпадает Монастырбурун, становясь при этом не северо-восточным, а центральным, а восточный (у нас северо-восточный) уже с названием Лимен-бурун попадает туда же, куда и у Москвича. Фирсов же сохраняя последовательность названий оставляя неизменным локализацию Ай-Тодора, на Монастыр-бурун ставит топоним «Лиман-бурун», а топоним «Монастыр-бурун» переносит опять же, как и Москвич на другую сторону Айтодорской бухты (еще одно название этого мыса по Фирсову — Парус).

 

 


Где был древний монастырь?

перейти на оглавление

 

Но все эти «Исары», «Лиман-Буруны», «Монастыр-Буруны» и проч. относятся к озвученной Кеппеном устной (возможно поздней) традиции, изначально же (если не погружаться в античность) ходовым названием было только «Ай-Тодор», еще в средние века попавшее в письменную традицию через карты генуэзских мореплавателей — порталаны. У того же Кеппена находим: «На карте:1318 года здесь показано: Cavo Sti Todare (или Cavo Sеti Tudari, как читал Граф Потоцкий), на карте 1567 года: Sto Taodoro; картах 1408, 1514 и 1561 годов: S. Todaro; 1480 и 1487 годов: S. Todero.». При увеличении масштаба, когда на картах стали быть различимыми подробности береговой линии мыса — три его не внятных выступа, название «Ай-Тодор» попадает в основном на юго-западный мыс, и лишь изредка на северо-восточный (Монастыр-бурун). Все-таки память о церкви или монастыре святого Феодора была очень устойчивой, ведь уже много позже идентификации Кеппеным руин Харакса как укрепления, на картах XIX в. их продолжали обозначать как развалины монастыря Ай-Тодор. Буквально об этом пишет Павел Сумароков в своем знаменитом труде «Досуги крымского судьи», принимая Харакс за монастырь: «…на холме, покрытом лесом видны развалины монастыря Айтодор» (стр. 200). Считал, что на Ай-Тодоре должны быть развалины монастыря и академик Петр Симон Паллас, почему-то пропустивший руины Харакса; вот что он пишет в своей книге «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам русского государства в 1793-1794 годах» на стр. 80 (Москва «Наука» 1999): «…между лесистыми ущельями выдвигается крутой мыс Ай-Тодор, покрытый лесом, круто падающий в море... На этом мысе должны бы еще существовать развалины греческого монастыря…».

Все свидетельствует о том, что в районе Ай-Тодора должно быть нечто, что бы оправдывало названия: «Монастыр-бурун» в переводе «Монастырский мыс», «Ай-Тодор» в переводе «святой Феодор», «Исар» в переводе «стена, фигурально — укрепление, крепость, замок». На юго-западном мысе, непосредственно называемом «Ай-Тодор» нет смысла искать что-либо связанное со средневековьем, об этом четко пишет Фирсов («Исары…» стр. 283, 286), так что у нас остается уже два мыса: Лиман-бурун и Монастыр-бурун, где нечто все же было, хотя в настоящее время разглядеть какую-либо археологию практически невозможно.

П. И. Кеппен о тяготеющем к маленькой бухте мысе Лиман-бурун пишет «Тут была какая-то постройка, только не церковь, как заключить можно по направлению стен». Явно что в его времена все было еще хорошей сохранности, раз он видел там даже обломки беломраморных колонн: «Удивительно, что беломраморные столбики здесь лежащие и имеющие в поперечнике от 6 до 7 вершков, при 1,5 ар. длины доныне не снесены с места», а это все-таки до 311 мм в диаметре при метровой длине. Упоминает он и о соседнем мысе Монастыр-бурун, названном так «…по находящимся там следам Греческой церкви». Более подробную и развернутую информацию об этом объекте мы находим в книге В.Х. Кондараки: «…а послѣднему Ай-Тодорскій бурунъ, представляющій не только слѣды громаднѣйшаго укрѣпленія или ограды, но и остатки нѣкогда существовавшихъ построек и храма, часть мраморныхъ колоннъ котораго до настоящаго времени валяются здѣсь, а одна изъ нихъ лучшая перенесена въ Алупку, но къ сожалѣнію и на ней, кромѣ изображенія греческой формы креста, нѣтъ никакихъ писемъ и украшеній. Всѣ эти колонки изъ бѣлаго мрамора, котораго не добывали въ Крыму; слѣдовательно они доставлены были сюда изъ отдаленныхъ мѣстъ или перевезены изъ храмовыхъ развалинъ Херсонеса-гераклійского.» (стр. 164).

О том, что на «…мысе Ай-Тодор (у Ласточкиного гнезда) прослежены слабые следы совершенно неизученного, а теперь почти исчезнувшего небольшого приморского укрепления, которое по приданию было небольшим монастырем…» пишет О. И. Домбровский на стр. 31, 32 («Наукова думка» Киев 1979) в книге «Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии Крыма», прибавляя к этому, что на основании анализа собранной по склонам керамики датировать его можно не позднее XV в (укрепление Ай-Тодор).

Развернутый анализ археологической ситуации на мысе Лиман-бурун в многократно опоминавшейся книге «Исары…» делает Л. В. Фирсов в главе с романтическим названием «Безымянный исар — в двух шагах от бездны» (стр. 279-287). На юго-западном склоне мыса Фирсов обнаружил крупный, площадью 3 га, участок разброса средневековой керамики, в которой попадались известняковые боллы (пращные камни), при этом часть обломков черепицы им датированы ранее чем Х в. Были обнаружены Фирсовым и «…остатки крепостной стены, затерявшиеся среди современных дорожек, лестничек, крепид, устроенных на склоне мыса Исap, на пути к Ласточкину гнезду и к зданиям санатория. Их легко пропустить или посчитать за кладки недавнего времени…В 1953 и 1956 гг. нижние ряды кладки боевой стены еще сохранялись и на ее северном фланге, неподалеку от Ласточкина гнезда, но в 1963 г. найти их было уже невозможно: старая кладка была разобрана и камни использованы для устройства подпорных стенок.».

В книге В.Л. Мыца «Укрепления Таврики X-XV вв» приводится план объекта (стр. 29 Киев «Наукова думка» 1991) из которого видно, что укрепление (названо в издании Ай-Тодор I) состояло из двух стен: южной и западной с угловой прямоугольной башней в месте их стыковки. В том же издании на стр. 144 делается предположение, что это возможно был укреплённый монастырь или замок ХIII– XV вв. Мыц пишет, что западная стена в основании все же сохранилась, а в центре укрепления отмечает едва различимые следы небольшого храма и засыпанную землей вырубную гробницу. Практически такая же информация приводится и в книге А.В. Иванова «Крепости и замки Южного берега Крыма»: «Только уткнувшись носом в скалу и зная, что искать, можно скорее угадать, нежели увидеть: укрепление состояло из двух куртин стен и квадратной башни на их стыке. Если коротенькая, шагов в двадцать, западная куртина, точнее нижний ряд ее кладки, еще кое-как прослеживается на поверхности скалы, то башня и в особенности северная куртина угадываются лишь по пятнам раствора, подтескам и отдельным фрагментам кладки.».

Фирсов, помещавший северо-восточный мыс Ай-Тодора Монастыр-бурун к востоку от Айтодорской бухты, указывая при этом его еще одно название — «Парус» (на схеме И. Белянского это Лимен-бурун, согласно Палласу — возможно Мургундуну-Каясе), он разведал и его, где зафиксировал только обломки средневековой керамики. Его выводы сводятся к предположению, что это могло быть или небольшое поселение, или монастырек. Искать же каике-либо кладки по его мнению там смысла нет, т.к. территория полностью повреждена экскавацией и застройкой.

 


Общий взгляд на все достопримечательности района мыса Ай-Тодор

перейти на оглавление

 

Вот всё, что сохранилось в районе мысов Лиман-бурун и Монастыр-бурун — т.е. практически ничего. Очевидно, в XIX в. камни храма, укрепления или монастыря, как это часто бывает, были разобраны местными. Но того, что есть тут сейчас вполне достаточно, чтобы Ай-Тодор был насыщен зрелищностью. А тут много, что есть. В 1964 году мыс Ай-Тодор с окрестностями объявлен комплексным памятником природы, в 1972 году к нему прибавлен прибрежный аквальный комплекс. Территория Харакса является памятником истории, окружающий его Харакский парк — памятником садово-паркового искусства; роща можжевельника древовидного, в которой расположены остатки крепости, заповедная. Заповедной является и расположенное рядом 1000-летнее дерево фисташки туполистой, Харакский дворец относятся к памятникам архитектуры, а «Античная беседка» — к памятникам садово-парковой архитектуры. Но самым известным у туристов является без сомнения «Ласточкино гнездо» самый весомый рекреационный объект культурного наследия.

Рассуждать о «Ласточкином гнезде» можно много восхищаясь им или недоумевая, но как уже многие годы к нему будут стремиться тысячи туристов. Будут и дальше разлетаться астрономически огромными тиражами по различным изданиям, сайтам и семейным альбомам фотографии с его неповторимым профилем — символом Крыма.

 

скала Парус -  44° 26.002'С  34° 7.863'В
Ласточкино гнездо -  44° 25.833'С  34° 7.726'В
Айтодорский маяк -  44° 25.700'С  34° 7.350'В
Харакс, термы -  44° 25.693'С  34° 7.285'В
Выставка якорей у старых фисташковых деревьев -  44° 25.720'С 34° 7.291'В
Харакс, нимфей -  44° 25.723'С 34° 7.233'В
Античная беседка -  44° 25.753'С 34° 6.966'В
Дворец Харакс -  44° 25.801'С 34° 6.911'В
ворота санатория Днепр -  44° 25.858'С 34° 6.973'В

 

 

перейти на оглавление


Ласточкино гнездо, схема

 

Ласточкино гнездо

 

 

Ласточкино гнездо

перейти на оглавление


lastochkino-gnezdo-25.jpglastochkino-gnezdo-17.jpglastochkino-gnezdo-14.jpglastochkino-gnezdo-34.JPGlastochkino-gnezdo-32.JPGlastochkino-gnezdo-42.JPGlastochkino-gnezdo-16.jpglastochkino-gnezdo-10.JPGlastochkino-gnezdo-28.jpglastochkino-gnezdo-4.JPGlastochkino-gnezdo-41.JPGlastochkino-gnezdo-40.JPGlastochkino-gnezdo-3.JPGlastochkino-gnezdo-27.jpglastochkino-gnezdo-30.jpglastochkino-gnezdo-22.jpglastochkino-gnezdo-20.jpglastochkino-gnezdo-36.JPGlastochkino-gnezdo-23.jpglastochkino-gnezdo-7.JPGlastochkino-gnezdo-37.JPGlastochkino-gnezdo-39.JPGlastochkino-gnezdo-6.JPGlastochkino-gnezdo-38.JPGlastochkino-gnezdo-5.JPGlastochkino-gnezdo-9.JPGlastochkino-gnezdo-24.jpglastochkino-gnezdo-11.JPGlastochkino-gnezdo-26.jpglastochkino-gnezdo-33.JPGlastochkino-gnezdo-1.jpglastochkino-gnezdo-31.jpglastochkino-gnezdo-19.jpglastochkino-gnezdo-29.jpglastochkino-gnezdo-8.JPGlastochkino-gnezdo-13.jpglastochkino-gnezdo-15.jpglastochkino-gnezdo-18.jpglastochkino-gnezdo-12.jpglastochkino-gnezdo-21.jpglastochkino-gnezdo-2.JPGlastochkino-gnezdo-35.JPG

 




Ласточкино гнездо, внутренний интерьер и крыша

перейти на оглавление


lastochkino-gnezdo-25.jpglastochkino-gnezdo-10.jpglastochkino-gnezdo-17.jpglastochkino-gnezdo-2.jpglastochkino-gnezdo-14.jpglastochkino-gnezdo-5.jpglastochkino-gnezdo-8.jpglastochkino-gnezdo-16.jpglastochkino-gnezdo-28.jpglastochkino-gnezdo-7.jpglastochkino-gnezdo-27.jpglastochkino-gnezdo-30.jpglastochkino-gnezdo-22.jpglastochkino-gnezdo-20.jpglastochkino-gnezdo-9.jpglastochkino-gnezdo-23.jpglastochkino-gnezdo-6.jpglastochkino-gnezdo-4.jpglastochkino-gnezdo-24.jpglastochkino-gnezdo-3.jpglastochkino-gnezdo-26.jpglastochkino-gnezdo-31.jpglastochkino-gnezdo-11.jpglastochkino-gnezdo-19.jpglastochkino-gnezdo-29.jpglastochkino-gnezdo-13.jpglastochkino-gnezdo-15.jpglastochkino-gnezdo-18.jpglastochkino-gnezdo-12.jpglastochkino-gnezdo-21.jpg

 




Айтодорская бухта, скала Парус

перейти на оглавление


aytodorskaya-bukhta-parus-25.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-16.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-4.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-14.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-17.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-22.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-21.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-2.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-26.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-20.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-24.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-8.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-12.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-3.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-9.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-13.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-11.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-1.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-6.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-15.JPGlastochkino-gnezdo-1.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-23.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-7.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-10.JPGaytodorskaya-bukhta-parus-18.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-19.jpgaytodorskaya-bukhta-parus-5.JPG

 




Мыс Парус (Лимен-Бурун) и скала Парус

перейти на оглавление


parus-3.JPGparus-10.jpgparus-7.JPGparus-17.JPGparus-16.JPGparus-13.jpgparus-11.jpgparus-19.JPGparus-8.jpgparus-4.JPGparus-20.JPGparus-21.JPGparus-9.jpgparus-12.jpgparus-1.JPGparus-5.JPGparus-18.JPGparus-14.jpgparus-6.JPGparus-2.JPGparus-23.JPGparus-22.JPGparus-15.JPG

 




Мыс Монастыр-Бурун и Аврорина скала

перейти на оглавление


monastyr-burun-avrorina-skala-5.jpgmonastyr-burun-avrorina-skala-1.JPGmonastyr-burun-avrorina-skala-4.jpgmonastyr-burun-avrorina-skala-2.jpgmonastyr-burun-avrorina-skala-3.jpg

 




Харакс, Айтодорский маяк, старая фисташка и выставка якорей

перейти на оглавление


kharaks-aytodorskiy-mayak-14.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-7.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-1.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-17.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-19.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-16.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-9.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-5.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-13.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-11.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-6.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-10.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-12.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-8.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-3.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-2.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-20.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-4.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-18.jpgkharaks-aytodorskiy-mayak-15.jpg

 




Харакский парк, дворец и «Античная беседка»

перейти на оглавление


kharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-31.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-25.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-10.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-21.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-7.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-18.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-33.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-9.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-6.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-29.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-19.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-28.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-38.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-22.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-1.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-36.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-8.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-11.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-14.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-34.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-32.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-30.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-24.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-40.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-42.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-43.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-12.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-27.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-13.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-37.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-39.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-20.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-3.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-41.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-16.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-35.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-5.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-2.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-17.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-23.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-4.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-26.jpgkharakskiy-park-dvorets-antichnaya-besedka-15.jpg



 

перейти на оглавление