Mobile menu

Материалы

Мисхорская Русалка. Фонтан «Девушка Арзы и Али-Баба». Кореиз. Южный берег Крыма

Мисхорская Русалка. Кореиз. Южный берег Крыма

На небольшом, доступном для свободного посещения участке набережной Кореиза (Мисхора) находится скульптурная группа «Девушка Арзы, Али-Баба и Русалка». Сразу у входа на набережную участок крутого склона закреплен мощной декоративной подпорной стеной из крупных, необработанных глыб магматических пород. У основания стены, где находится небольшой бассейн стоит статуя девушки с кувшином — Арзы, а в верхней части стены из зарослей плюща, опираясь левой рукой на камень за ней внимательно следит бронзовый Али-Баба. Напротив композиции фонтана с торчащей из моря глыбы смотрит на берег, в сторону своей прошлой, счастливой жизни и катастрофы положившей всему конец бронзовая Русалки с ребенком в левой руке.

Эти две разные композиции, разделенные тридцатью метрами моря и двадцатью метрами пляжа с бетоном набережной, объединяют иллюстрируемая ими легенда и мастер их создавший — Амандус Хейнрих Адамсон — эстонский скульптор, один из основателей эстонского национального искусства, известный в Крыму в первую очередь как автор главного символа Севастополя: памятника «В память кораблям, затопленным в 1854—1855 г. для заграждения входа на рейд» (Памятник затонувшим кораблям на Графской пристани).
Первой была создана и установлена в 1905 году композиция фонтана «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба», памятная табличка на фонтане гласит следующее: «Скульптурную группу Девушка Арзы Али-Баба и Русалка выполнил выдающийся эстонский скульптор Амандус Адамсон в 1903 году. От землячества эстонцев Украины. Ukraina Eesti Selts (Украинское общество Эстонии. эст. — примечание моё)». Однако мне не удалось больше ни где найти датировки «1903», найденные мною материалы указывают 1905-ый год, иногда прибавляя к этому: «для имения князя Юсупова «Кореиз» и «отлита в Петербурге на заводе фирмы «Моран»; хотя, может быть, смысл здесь в многократном копировании одного и того же источника. Статьи о Мисхорской Русалке сходятся и в годе ее установки — 1907 год. Но тут возникает ряд загвоздок, сводящихся к вопросу: та ли эта Русалка, которую установил Адамсон, там ли она стоит, какая именно русалка находится в музее Поляна Сказок и т.д. Ознакомившись с рядом текстов считаю правдоподобным такой ход событий: в 1907 году появляется первая русалка, выполненная самим Адамсоном, представлявшая собой девушку, опирающуюся двумя руками на прибрежный камень, ее снесло штормом, и взамен утерянной скульптуры Адамсон делает новую, теперь уже с ребёнком в левой руке; но штормом сносит и эту композицию. В конце 20-х годов ученики знаменитого скульптора выполняют и устанавливаю на камень копию статуи с надписью «по Адамсону», ей-то и суждено было пережить войну, получив целый ряд пулевых ранений (очевидно дурачились немецкие вояки) и, наконец, оказаться в музее «Поляна сказок». Но и тут не все ясно, тат как по одной информации ее убрали в семидесятые годы при реконструкции набережной (или в 1980-ом году), по другой информации, так же, как и двух «старших сестер» в 1980-ом году ее снесло с камня штормом, но в отличии от предыдущих случаев на этот раз скульптура была обнаружена, поднята и перевезена в известный музей скульптур. И вот в 1984-ом году, на 78 метров юго-западнее, значительно ближе к фонтану, была установлена четвертая, на сей день последняя Мисхорская Русалка, которая и завершила современную историю скульптурной композиции и старую легенду.
Воплощение «русалка» есть драматичный итог жизни хрупкой и скромной девушки Арзы, в тот злополучный день набиравшей тут в кувшин воду. Дело в том, что хищно глядящий на нее из-за камней Али только на первый взгляд олицетворяет распущенное мужское начало а-ля «сатир, выследивший возле источника нимфу», на самом деле согласно легенде являясь отмороженным делягой-работорговцем, укравшим прекрасную девушку практически со свадьбы, когда она последний раз пришла к любимому фонтану. Падонок увозит Арзы в Стамбул, где и продает в гарем. (Очень «романтично»!) И хотя гарем был султанским, данный факт, само-собой не мог заглушить горе несчастной Арзы, «…ибо крепка как смерть любовь…» Не смогло послужить психологическим противовесом критическому душевному состоянию и рождение ребенка. Вот тут и начинается самая мрачная страница этой истории: находясь в глубокой депрессии на почве утерянной любви бедная Арзы бросается в волны Черного моря с турецкого берега со своим ребенком на руках, сразу пресекая свой род и прибавляя к оправдываемому в таких случаях легендами самоубийству ничем не оправданное детоубийство. Мещански-пошлая завязка, и чрезмерно жестокая развязка наводят на грустную мысль, что в основе легенды может лежать некая реальная история. В пользу такой версии косвенно свидетельствует тот факт, что легенда сохраняет имя героя третьего плана: отца Арзы звали Абий-ака.
Продолжение ясно: с тех пор раз в год, в роковой день похищения, ставшая Русалкой Арзы приплывает к побережью Мисхора. При этом подчеркнута связь с родником (а ведь родники очень часто в легендах наделялись живой и чувственной душой): после исчезновения Арзы родник зачах и с тех пор разливался только в ночь, когда Русалка приплывала к родному берегу. Еще более трогательная и даже философская связь человека и родника в этой мисхорской легенде подмечена в путеводителе «Крым» 1914 года под редакцией К.Ю. Бумбера и д.р., глава «От Ялты до мыса Айя», стр 546: «Но самое красивое сказание о том, как источник ушел вслед за утонувшей в море татаркой ближе к морю. Возле источника теперь красивая бронзовая статуя.» Возможно, в данном случае указана еще одна, может быть менее легендарная, но более реалистичная версия. Весьма скупые сведения мы находим и в книге Бориса Баранова «Крым» 1935 года, глава «Мисхор», стр. 176: «Мимо здания рыбацкого колхоза и пристани можно пройти к скульптуре, украшающей «Источник Арзы», и далее по пляжу к скульптуре русалки. (Оба эти скульптурные изображения воплощают местную татарскую легенду).» Из приведенного отрывка косвенно видно, что скульптура русалки раньше стояла дальше от фонтана родника. А вот в книге Б. Петрова и Н. Новикова «Ялта» 1979 года информация о Мисхорской Русалке приведена в наиболее развернутом виде, глава «Гаспра – Кореиз – Мисхор», стр 87: «В Мисхоре, на берегу нынешнего общего пляжа, — одна из широкоизвестных достопримечательностей Южнобережья. В начале нынешнего века эстонский скульптор А. Г. Адамсон запечатлел в бронзе легенду о девушке Арзы и разбойнике Али-бабе. Она в какой-то степени отражает действительные случаи похищения молодых женщин турецкими пиратами и продажи их в гаремы султанов и придворной знати. Нелегка была их доля. Об одной из полонянок и напоминает скульптурная группа «Фонтан Арзы» и «Русалка». Впервые легенда была опубликована в фольклорном сборнике Алупкинского музея в 1936 г.
Хитрый старик Али-баба похитил прелестную Арзы в день ее свадьбы, когда она, оставив любимого, пришла проститься с ручьем, в котором каждый вечер набирала воду.
...Тосковала, плакала Арзы, не находила себе места в гареме султана, дичилась жен, рабынь, евнухов и таяла не по дням, а по часам. Родила Арзы мальчика, но не принес он облегчения ее душе. Ровно через год с того дня, когда руки разбойника схватили ее на далеком крымском берегу у любимого фонтана, поднялась Арзы с ребенком на угловую башню султанского сераля и бросилась в пучину Босфора. В тот же вечер, уже превратившись в русалку, всплыла молодая мать у родного Мисхора, держа ребенка в руках.»
Если не знать легендарную подоплёку, связи между композициями на Мисхорской набережной не улавливается, оно и не удивительно: береговая скульптурная группа олицетворяет жизнь земную, а морская — жизнь посмертную, продолженную в легенде. Но при этом жизненно-земной сюжет (Арзы и Али-Баба) выглядит как милая и красивая иллюстрация к легенде, а легендарный — вполне по земному, даже не смотря на то, что ноги девушки заканчиваются плавниками. Русалка имеет не обобщенные, а узнаваемо-индивидуальные черты, что говорит о наличии за ее образом реального человека, которого видел перед собой мастер создающий произведение. Фигура девушки, да и сама структура композиции исполнена материнством и жизненной силой. Тому есть объяснение: существует информация, что Адамсону позировала девушка Меланья — местная крестьянка, кормилица грудных детей князей Юсуповых, что всё и объясняет.
В завершении стоит отметить, что почему-то в Интернете периодически попадаются ошибки, когда за Мисхорскую Русалку выдают фотографии скульптуры некой стройной девушки, с подогнутыми ногами сидящей на пирамиде камней и грустно смотрящей в даль. Эта Русалка живет в Копенгагене, она создана скульптором Эдвардом Эриксеном по мотивам произведения Г. Х. Андерсена. Но и у нее голова так же, как и у Мисхорской Русалки имеет имя — ее зовут Эллен Прайс, это балерина, исполнявшая главную партию в балете «Русалочка»; а вот тело принадлежит жене Эриксена (Эллен отказалась позировать обнаженкой).
Скульптурный ансамбль набережной Мисхора в настоящее время, является одной из визитных карточек Южного берега Крыма. Он выполнен с любовью к местной культуре, к людям и к жизни.

 

Мисхорская Русалка  44° 25.627'С 34° 5.410'В

Фонтан "Девушка Арзы и разбойник Али-Баба"  44° 25.647'С 34° 5.384'В

 



Мисхорская Русалка

 

miskhor-rusalka-9.JPGmiskhor-rusalka-4.JPGmiskhor-rusalka-1.JPGmiskhor-rusalka-6.JPGmiskhor-rusalka-2.JPGmiskhor-rusalka-3.JPGmiskhor-rusalka-8.JPGmiskhor-rusalka-7.JPGmiskhor-rusalka-5.JPG

 



Девушка Арзы и разбойник Али-Баба

 

Мисхорская Русалка. Кореиз. Южный берег Крыма


arzy-ali-baba-2.JPGarzy-ali-baba-6.JPGarzy-ali-baba-5.JPGarzy-ali-baba-4.jpgarzy-ali-baba-3.JPGarzy-ali-baba-7.JPGarzy-ali-baba-1.JPG

 



Кореиз (Мисхор), Гаспра. Мисхорская Русалка. Фонтан «Девушка Арзы и Али-Баба». Фонтаны родников. Схема

Кореиз (Мисхор), Гаспра. Мисхорская Русалка. Фонтан «Девушка Арзы и Али-Баба». Фонтаны родников. Схема